Время новостей
     N°195, 22 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2009
Госкорпорации вышли из-под контроля
Дмитрий Медведев призвал промышленников не давать взяток и обращаться в ФСБ
Президент Дмитрий Медведев замахнулся вчера на святое -- на неотъемлемое право государства участвовать в экономической жизни страны. Он намерен остановить длящийся не первый год процесс огосударствления экономики. Государство должно определить для себя уровень своего участия в экономике, заявил он на встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Необходимо подвести итоги и по объему государственного участия выйти на некие оптимальные цифры, которые для нас с учетом кризиса будут ориентиром, может быть, на ближайшие десять лет», -- заявил он. При этом, по его мнению, зафиксировать объем госучастия в экономике невозможно. «Кризис показал, что наши стремления в чем-то отказаться от государственного присутствия стали несостоятельны. В то же время нам необходимы ориентиры, за рамки которых нам не следует выходить в текущей ситуации», -- подчеркнул глава государства, пояснив, что так живут и другие экономики.

Первыми жертвами нового курса станут любовно создававшиеся государственные корпорации. Им предстоит либо изменить статус, став акционерными обществами, либо ликвидироваться.

«Те госкорпорации, где мы пока не можем обеспечить нормальное конкурентное начало, останутся, -- пояснил г-н Медведев. -- А госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, просто должны исчезнуть. Те же госкорпорации, которые сегодня очевидно нужны, должны будут поменять свою организационно-правовую форму. Нам такая форма не нужна по большому счету. Я считаю, что в какой-то момент мы выпустили из-под контроля создание государственных корпораций».

Подобные мысли уже звучали от первых лиц государства, но пока они идут вразрез с фактическими действиями властей. Ведь госкорпорации создавались специально для повышения эффективности в определенных отраслях. Всего их семь. Есть еще три компании, которые формально к госкорпорациям не относятся, но очень близки к ним по функциям. Государственные корпорации как особая организационно-правовая форма (формально негосударственная форма собственности при наличии прямого финансирования из федерального бюджета) существуют с 2003 года. Первой стало Агентство по страхованию вкладов (ранее Агентство по реструктуризации кредитных организаций). Затем появились «Роснанотехнологии» (сейчас «Роснано») и «Ростехнологии». Статус госкорпорации получил Внешэкономбанк, возникли «Росатом», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и руководитель сочинской стройки «Олимпстрой». К госкорпорациям часто относят и Объединенную авиастроительную и Объединенную судостроительную корпорации, но по сути это холдинги, в которые входят компании с различной степенью госучастия. Последней в списке госкорпораций часто называют «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор») -- закон о ее создании был подписан в июле 2009 года. Но по статусу она относится к госкомпаниям. Теперь же, если следовать президентской логике, право на жизнь остается только у детища Сергея Кириенко «Росатома» и ВЭБа как банка развития.

Более 30 предпринимателей собралось вчера в Екатерининском зале Кремля, чтобы поговорить о наболевшем. Президент, который сейчас активно занимается подготовкой своего послания Федеральному Собранию, хотел послушать их идеи о переходе к инновационной модели экономики. «Если мы сами себя не изменим, то новый кризис многие компании, здесь присутствующие, просто похоронит», -- призвал президент собравшихся мыслить глобально. Бизнесмены же больше были настроены решить свои частные проблемы. Особенно показательным было выступление главы консорциума «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. Он пожаловался на растущее отставание на рынке сотовой связи из-за того, что многие частоты заняты военными. Его консорциум владеет пакетами акций двух из трех крупнейших сотовых операторов -- «Вымпелкома» и «Мегафона». Также он указал на недостатки готовящегося законопроекта о торговле, ущемляющего права торговых сетей. "Альфе", как известно, принадлежит почти половина акций «Х5 Ритейл групп».

Но когда г-н Фридман перешел к критике законодательства о банкротстве, президент его остановил. «Давайте дадим выступить тем, кто пострадал. Олег Владимирович!..» -- обратился он к Олегу Дерипаске. Это был весьма двусмысленный переход, поскольку г-н Дерипаска "пострадал" не только от глобального кризиса, но и от непримиримой жесткости одного из своих кредиторов -- как раз Альфа-банка. Владелец "Базового элемента" от президентского обращения (из которого, кстати, следовало, что г-н Фридман не "пострадал") заметно опешил, но затем собрался с силами и поделился последними впечатлениями: «Я тут случайно столкнулся: суды обросли институтами, «решалами», без которых невозможно получить справедливое решение».

Выяснилось, что президент тоже ходил в суд. Он привел случай из жизни, когда в 1995 году приехал в Москву из Петербурга, чтобы посмотреть, как устроена судебная система. «Что меня тогда исключительно поразило -- я никогда об этом не рассказывал -- это то, что уже в 1995 году для того, чтобы войти в суд и оспорить там решение, ранее принятое провинциальным судом, надо было прямо при входе пройти через каморку, где сидел адвокат. Этот адвокат был особого рода. Он всех приглашал пообщаться в машине и делал несколько кругов вокруг суда, предлагая свои услуги», -- сказал президент.

Глава государства посоветовал бизнесменам в таких случаях сразу же писать заявления в ФСБ, а главное -- не давать взяток. «Это такая высшая форма коррупции, когда на судебной системе возникают наросты», -- возмутился он.

Председатель банка ВТБ Андрей Костин призвал не относиться к банковской системе как к службе социальной помощи бизнесу, ведь зачастую компании даже не собираются возвращать кредиты, считая, что кризис все спишет.

«Не надо воспринимать банки как врача!» -- обратился он к сидящим в зале.

«Врача, но не доктора», -- живо откликнулся президент, и г-н Костин инстинктивно отшатнулся от своего соседа -- гендиректора компании «Мечел» Игоря Зюзина. Именно ему летом прошлого года премьер-министр Владимир Путин обещал «прислать доктора».

Дмитрий Медведев практически прямым текстом заявил, что рассчитывает на высокую лояльность и сознательность российского бизнеса. «Мы понимаем, что вы часто, особенно в тот период, когда все было более или менее спокойно, делали вложения в иностранный бизнес, в передовые иностранные компании: промышленные, финансовые, торговые, медийные, спортивные. И, в общем, это неплохо. Но мы -- я в данном случае говорю и о государстве, и об обществе -- вправе ожидать такой же активности и на внутреннем рынке, -- заявил президент. -- Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны в значительной мере помещаться внутри страны», -- подчеркнул он. К сожалению, Михаил Прохоров, первый иностранный владелец баскетбольного клуба в НБА, на встрече не присутствовал, поэтому упрек пришлось принять на себя совладельцу лондонского «Арсенала» Алишеру Усманову.

Впрочем, по существу высказанный президентом упрек явно некорректен: объем инвестиций, сделанных крупнейшими российскими компаниями и предпринимателями в России, заведомо больше их зарубежных вложений -- несмотря ни на какие недостатки отечественного инвестиционного климата, от коррупции до размытых прав собственности. Остается надеяться, что президент это осознает, а его упреки имеют какую-то конкретную почву и, возможно, конкретного адресата. Один из участников встречи поясняет, что никакой реакции на слова президента не последовало: "Мы восприняли это как некий укор, который уже записан у людей на подкорку".

В закрытой от прессы части встречи (в целом она продолжалась два часа) выступил еще целый ряд предпринимателей, в том числе, например, Владимир Евтушенков и Виктор Вексельберг. По словам собеседника "Времени новостей", наибольшее впечатление на всех произвели слова г-на Медведева о необходимости зафиксировать пределы участия государства в экономике. "Дерипаска, когда говорил об этом, отметил, что бизнес был озадачен тем, как идет процесс наращивания государственных активов, а теперь, после высказываний президента, мы лучше чувствуем пределы этого процесса", -- говорит участник встречи.

Прошлая встреча в таком составе проходила более года назад. После этого президент обещал главе РСПП Александру Шохину встретиться с промышленниками и предпринимателями в апреле, но время нашлось только сейчас. Правда, в мае, в День предпринимателя, Дмитрий Медведев также встречался с разными бизнесменами. Но из вчерашних гостей на майской встрече присутствовал лишь глава группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Прежний президент России Владимир Путин в течение первого срока регулярно проводил встречи с РСПП, но затем остыл к ним. Многие эксперты связывали это охлаждение с делом Михаила Ходорковского. И в период с 2004 по 2007 год г-н Путин встречался с "капитанами" РСПП исключительно в составе, разбавленном представителями малого и среднего бизнеса. Лишь раз, в 2007 году, в честь 15-летия организации он изменил этой традиции и встретился только с членами РСПП. Дмитрий Медведев провел свою первую встречу с РСПП еще в качестве избранного президента, весной 2008 года.

Вера СИТНИНА