Время новостей
     N°194, 21 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2009
Едет без проблем
Владимиру Путину показали автозавод, не требующий госдотаций
Кажется, премьер-министр Владимир Путин устал от бесконечных проблем российских автопроизводителей, которые постоянно требуют бюджетных денег, шантажируют массовыми увольнениями, вынуждают главу правительства лично договариваться с иностранными партнерами. Вчера он посетил автозавод, владельцы которого ничего не просят, даже в кризис набирают рабочих, вкладывают собственные немалые деньги -- 774 млн евро. На предприятии ООО «Фольксваген Групп Рус» в Калужской области премьер буквально отдыхал душой, осмотрев цехи и запустив новую линию полной сборки автомобилей.

На заводе, расположенном в технопарке «Грабцево», главе правительства рассказали, что уже весной будущего года начнется выпуск нового, полностью адаптированного к российским условиям седана А-класса на базе нового Polo с пока засекреченным названием и предполагаемой стоимостью около 440 тыс. руб. На совещании правительственной комиссии по региональному развитию в администрации Калужской области г-н Путин на конкретных примерах и со знанием дела порассуждал, как именно должны действовать местные власти, чтобы и на территории других субъектов федерации работали только такие успешные компании.

До приезда премьер-министра для прессы была устроена экскурсия по заводу. Представитель компании Владимир Шульц, глава департамента по техническому развитию и локализации, рассказал, что новая линия, которая с часу на час ожидает легкой руки г-на Путина, является уникальной по мировым стандартам, поскольку рассчитана на производство одновременно пяти моделей. Отличие полносборочного цикла (complete knockdown) от крупноузловой сборки в одном: в первом случае кузов штампуется на месте, остальные агрегаты завозятся в готовом виде. Тогда как «отверточное» производство заключается в восстановлении на российском конвейере автомобиля, ранее полностью собранного, а затем разукомплектованного где-нибудь в Европе. До вчерашнего дня на заводе "Фольксваген" под Калугой собиралось 13 моделей «отверточным» способом. С вводом в строй новой линии полного цикла добавятся еще пять моделей.

Но настоящая полная сборка появится, когда для нее начнут использоваться детали, произведенные в России. Пока в обоих случаях все комплектующие импортного производства. К 2012 году завод рассчитывает достичь 30-процентной локализации. По российским моделям типа "Тигуана" и нового седана -- чуть раньше.

Расширение производства потребует дополнительных рабочих сил. Несмотря на кризис и падение автомобильного рынка в России почти наполовину, «Фольксваген» планирует набрать еще 1200 человек и довести коллектив до 3 тыс. Кризис никак не отразился и на инвестиционных планах компании -- из запланированных к вложениям в российское производство 774 млн евро уже потрачено 550 млн. Остальные будут использованы в течение будущего года.

Экскурсия по заводу для премьер-министра началась в выставочном зале, где были представлены все лучшие образцы машин производства международного концерна «Фольксваген Групп»: розовый "Бентли", желтый "Ламборджини". Общий язык г-н Путин и руководители концерна нашли без проблем -- им оказался немецкий. Общие заботы -- о благе российских потребителей, для которых машины, произведенные в Калуге, будут дешевле привозных на 10%.

И все же без напоминания об «АвтоВАЗе» не обошлось. Нетактичные журналисты поинтересовались, какая машина все-таки лучше -- принадлежащая лично г-ну Путину «Нива» или любой "Фольксваген". Премьер дипломатично заметил, что своя всегда лучше.

Запустив линию и напутствовав собравшихся руководителей предприятия и области, Владимир Путин ободрил "Фольксваген", заявив, что у российского авторынка хорошие перспективы, и пожелал двум странам -- Германии и России -- и дальше развивать плодотворное сотрудничество. Для этого полезным будет чаще встречаться: например, уже сегодня премьер-министр примет делегацию немецких деловых кругов. Но, кажется, главе правительства гораздо больше хотелось бы увидеть другую встречу -- сборных России и Германии в финале чемпионата мира по футболу, о чем Владимир Путин позволил себе помечтать в заключительном слове. «У немцев больше шансов, потому что и немецкая команда -- их, и российская тоже их», -- загадочно заметил российский премьер, имея в виду, что VW является титульным спонсором сборной нашей страны. Пожалуй, у немцев в любом случае больше шансов, ведь спонсором их собственной сборной является концерн «Мерседес-Бенц».

После приятного и необременительного общения глава правительства прибыл в администрацию региона для проведения совещания. Перед заседанием премьер осмотрел выставку инвестиционных проектов Калуги, где специально к приезду высокого гостя подготовили хорошую новость -- промышленная сборка на заводе «Пежо-Ситроен» и "Мицубиси" начнется гораздо раньше запланированного, уже в марте 2010 года.

Успехи иностранных компаний не отразились на критическом настрое главы правительства по отношению к местным чиновникам (речь шла о местной власти России вообще), работу которых обсуждали на заседании правительственной комиссии. Г-н Путин во вступительном слове привел удручающие факты: в прошлом году неэффективные расходы в сфере здравоохранения и образования на уровне местных бюджетов достигли 147 млрд руб., в области государственного и муниципального управления -- 116 млрд, или каждый третий рубль. При том, что даже в кризисный год чиновный аппарат израсходовал на 4% больше денег, чем в предыдущем. А в 2008 году и вовсе на 30%.

В то же время, судя по словам премьера, кризис активно используется как аргумент в защиту собственной неразворотливости в осуществлении реформ. «Кризисные явления, понизившие доходы региональных бюджетов, не могут служить оправданием для отказа от преобразований», -- предупредил глава правительства. Среди необходимых преобразований премьер видит введение жестокой зависимости зарплаты бюджетников от результатов их работы. «Когда, как не сейчас, нужно отказаться от неэффективных расходов, -- призывал Владимир Путин. -- Дальнейшее увеличение финансирования не даст никакого эффекта без реформ». Пожалуй, в зале не было человека, который не понимал бы справедливость слов премьера. Но также было очевидно, что они меньше всего относятся к "местным" калужским чиновникам, которые сумели в последние годы продемонстрировать, что самая обычная российская область вполне способна привлекать самых именитых инвесторов.

Юлия МИРОНОВА, Калуга
//  читайте тему  //  Автопром