|
|
N°194, 21 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Басманный суд для генерала
Глава МВД Бурятии считает, что стал жертвой оговора
Басманный суд Москвы вчера выдал санкцию на арест главы МВД Бурятии генерал-майора Виктора Сюсюры и его заместителя, и.о. начальника управления по налоговым преступлениям МВД республики Андрея Шурупова. Как уже сообщала газета «Время новостей», они были задержаны сотрудниками СКП и ФСБ в Улан-Удэ в субботу и этапированы в столицу в рамках масштабного дела о контрабанде.
Как выяснилось, уголовное дело, ставшее поводом для ареста руководителей МВД Бурятии, было возбуждено еще осенью 2006 года и никак не связано с их нынешним местом службы. Причем больше года назад по нему уже были осуждены семь человек. По данным обвинения, члены этой группировки в 2005--2006 годах наладили нелегальные поставки ширпотреба из Турции через аэропорт Сочи. Теперь же следствие пришло к выводу, что контрабандисты платили своего рода зарплату за покровительство и помощь г-ну Сюсюре, который в 2001--2006 годах был начальником Азово-Черноморского УВДТ, в ведении которого находятся все транспортные узлы юга России. Г-н Шурупов, который также раньше работал в Азово-Черноморском УВДТ, по данным СКП, при этом якобы выступал посредником при передаче денег. Ущерб от действий арестованных милиционеров следствие оценило в 20 млн рублей.
Однако после того, как представители СКП изложили вчера эту версию в суде, осталось непонятно, почему же они лишь теперь вспомнили о предполагаемом высокопоставленном покровителе махинаторов. Сам генерал вчера заявил, что не понимает, в чем его обвиняют, предположив, что стал жертвой оговора кого-то из бывших подчиненных. Защита г-на Шурупова заявила суду, что в отношении него уже якобы применялись пытки.
Само это расследование пока выглядит довольно загадочным. Тем более что еще два года назад представитель одного из семерых осужденных ныне контрабандистов, якобы плативших деньги Виктору Сюсюре, разместил на одном из интернет-сайтов «официальное заявление», в котором подробно рассказал, как и почему, по его мнению, то уголовное дело появилось. По его версии, оно стало следствием противостояние высоких чинов из двух спецслужб, якобы боровшихся за бизнес закрытого недавно Черкизовского рынка. При этом в заявлении указывалось, что у подозреваемых якобы пытались «выбить» показания на одного тех чинов.
Так или иначе, но вчера из выступлений следователей в суде и официального заявления СКП по «делу Сюсюры» его обстоятельства остались неясны. Представители обвинения лишь рассказали, что генерал, занимая должность начальника Азово-Черноморского УВДТ, через г-на Шурупова «получал денежное вознаграждение от организаторов преступной группы за обеспечение беспрепятственного поступления из стран Ближнего Востока контрабандных товаров на территорию Краснодарского края, а также за пресечение правомерной деятельности сотрудников возглавляемого им подразделения по выявлению контрабанды».
В состав той группы, как предполагается, входили сотрудник отдела выдачи виз посольства Ливана в России Ахмаз Хайссам Абдо, начальник службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Сочи» Виктор Ковылов, главный специалист объединенной редакции МВД России полковник милиции Павел Паршиков (незадолго до ареста он уволился с этой должности), а также сотрудники Сочинской таможни Алексей Ушаков, Юрий Петросян и Сергей Колганов. Все они в августе 2008 года Краснодарским краевым судом были признаны виновными и приговорены к различным срокам. Организатором группы, как тогда сообщалось, был признан Паршиков. По всей видимости, следствие пришло к выводу, что два полковника (звание генерал-майора Сюсюра получил лишь в 2008 году) тесно сотрудничали. Но еще за полгода до возбуждения уголовного дела г-н Сюсюра был переведен в Бурятию, и, как предполагается, на него следователи вышли не сразу.
Гг. Сюсюру и Шурупова вчера провели в суд в плотном «кольце» неких вооруженных «людей в штатском», которые явно не желали какой-либо огласки дела. Рассмотрение вопроса об аресте генерала началось вообще почти тайно -- в зал в нарушение закона вообще никого не пустили, хотя такие заседания могут закрываться для публики лишь после их начала, по ходатайству одной из сторон. Но на этот раз, судя по всему, решили обойтись без лишних формальностей. Спустя несколько часов судья Наталия Дундарь вынесла решение, и на оглашение его журналистов все же пустили.
Генерал Сюсюра держался с достоинством и не уклонялся вопросов, отметив, что «всегда сотрудничал со СМИ». «Я сам не понимаю, в чем меня обвиняют, но я уверен, что ни одного доказательства моей вины не существует в природе, -- заявил он. -- За 33 года службы в правоохранительных органах я не получил ни одного выговора. Я уверен, что все встанет на свои места, я не виновен». Генерал лишь предположил, что показания на него дал кто-то из подчиненных. О подоплеке же своего дела он говорить не стал, сказав лишь, что у него на этот счет «есть одна версия».
Зачитывая решение об избрании меры пресечении, г-жа Дундарь сообщила, что уголовное дело №18/377502-06, по которому проходит генерал, было возбуждено 10 ноября 2006 года против некой Чернышевой, гражданина Ливана Ахмаза Хайссама Абдо и других неустановленных лиц по признакам «контрабанды». В период с 12 января по 24 февраля 2007 года, как выяснилось, это дело было объединено с двумя другими делами, возбужденными 15 и 18 ноября 2006 года, причем последнее расследовалась по статье «халатность». Перечислив еще несколько этапов расследования уголовного дела, а также доводы адвоката и прокурора, судья постановила арестовать г-на Сюсюру.
Адвокат генерала Алевтина Тукина после заседания заявила, что в материалах дела нет доказательств вины ее клиента. «Есть виновность подчиненных, прямых доказательств вины моего подзащитного нет. Его привлечение в качестве подозреваемого является следствием оговора», -- сказала она. Адвокат пообещала обжаловать решение об аресте генерала, но отметила, что сам он готов сотрудничать со следствием.
Когда суд приступил к вопросу об аресте г-на Шурупова, выяснилось, что в Бурятию он переехал всего год назад и, отвечая на вопросы председательствующего, даже не смог вспомнить точный адрес своей прописки в Улан-Удэ. Прокурор попросил приобщить к материалам дела три справки об удовлетворительном состоянии здоровья задержанного -- от 17 октября из поликлиники бурятского УФСБ, а также от 19 и 20 октября из СИЗО «Лефортово». Адвокаты г-на Шурупова попросили несколько минут на ознакомление с документами. Защитник Ирина Поверинова, держа в руках справку от 20 октября, спросила у своего подзащитного, осматривали ли его сегодня врачи, на что г-н Шурупов неожиданно заявил, что никакой медкомиссии он не проходил. Более того, когда адвокат попросила сказать, когда подобный осмотр проводился в последний раз, задержанный не смог назвать точную дату. Масла в огонь неожиданно подлили два новых адвоката полковника. Один из них заявил, что в отношении его клиента сразу после задержания сотрудники спецслужб применяли пытки. «К нему применялись утопление, электрошок и холод», -- коротко пояснил адвокат, удивив не только журналистов, но и своих коллег. В свою очередь еще один адвокат Александр Гарькавый заявил, что вообще впервые видит своего клиента, и попросил немного времени, чтобы пообщаться с ним и ознакомиться с материалами дела.
После этого заседание вновь закрыли. Как потом выяснилось, защита г-на Шурупова просила освободить его под залог в 700 тыс. руб., но суд отказал и тоже его арестовал. «Мой подзащитный полностью отрицает свою причастность к преступлению, ни одного доказательства вины Шурупова в деле нет», -- заявил г-н Гарькавый. Сам г-н Шурупов в отличие от своего шефа от общения с прессой отказался.
Анатолий КАРАВАЕВ