Время новостей
     N°195, 22 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2009
Нора среди карликов, Аркадина -- мужчина, иранские преступники и многое другое
В Москве грядет фестиваль «Сезон Станиславского»
Пятый фестиваль «Сезон Станиславского» начнется в этом году 30 октября и продлится до 24 ноября. Прежде его программа составлялась из спектаклей прошлых и нынешних лауреатов премии Станиславского, которую вручает одноименный фонд, но постепенно от этого правила стали отходить и просто собирать небольшой, но убедительный международный театральный смотр.

В этом году фестиваль начнется премьерой Камы Гинкаса в ТЮЗе -- он ставит «Медею», но не античную версию, а пьесу Жана Ануйя с включением текстов Сенеки и стихов Иосифа Бродского. По словам режиссера, он идет к трагедии через семейную, коммунальную историю, а заглавную героиню в его спектакле сыграет Екатерина Карпушина -- бывшая прима Театра Виктюка, теперь перешедшая в ТЮЗ.

Из других российских участников, которых в Москве еще не видели, шумная прошлогодняя премьера в жанре политического кабаре из Александринки; постановку Юрия Бутусова по саркастической антивоенной пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот» назвали «Человек=Человек». А еще питерский спектакль «Я скучаю по тебе», сделанный Галиной Бызгу специально для фестиваля имени Александра Володина в виде композиции из его текстов для великолепной самарской актрисы, трагической клоунессы Розы Хайруллиной.

Из новых зарубежных имен на фестивале бельгийский режиссер Ян Лауерс. Он привезет необычное представление для смотра, осененного именем Станиславского, -- музыкальное ревю с пением и танцами «Комната Изабеллы», которое этим летом участвовало в официальной программе Авиньонского фестиваля и уже имеет солидные награды в категории «Танец». Внятного сюжета у спектакля нет, это только череда воспоминаний старой слепой женщины, начавшей жизнь с романтической сказки о своем отце -- пустынном принце, а затем прошедшей через совсем не сказочные события: мировые войны, лагеря, Хиросиму и т.д.

Американец Ли Бруер, когда-то привозивший в Москву на Чеховский фестиваль заводного «Эдипа в Колоне», не сыгранного, а спетого и почти станцованного чернокожим хором исполнителей госпел, на этот раз снова привозит парадоксальную постановку. Его «Кукольный дом» Ибсена в буквальном смысле кукольный, и Норе, живущей среди кукол-женщин и карликов-мужчин, невыносимо втискиваться в кукольную кроватку или за крошечный столик.

Иранский спектакль Metabolic -- это в некотором смысле специалитет фестиваля Станиславского. Этот смотр уже дважды представлял Москве иранские постановки, и в прошлом году основанный на документах «Квартет: путешествие на север», вживую и на телеэкранах чередовавший скупые рассказы о преступлениях, произвел впечатление на публику. В этом году в спектакле Аттилы Пессяни, основанном на его же документальной пьесе, нам снова обещают криминальный сюжет, развивающийся в череде допросов.

Среди самых ожидаемых фестивальных премьер эстонская «Чайка» в постановке невероятно яркого, разнообразного и парадоксального финского режиссера Кристиана Смедса, уже не раз бывавшего в Москве. Переписав пьесу Чехова в расчете главным образом на две пары отцов и детей -- Лембита и Юхана Ульфсак и Александра и Таави Эльмаа, режиссер сделал темой своего спектакля столкновение старого и нового. Хорошо известный в России еще по советскому кино Лембит Ульфсак и Александр Эльмаа, другой знаменитый эстонский артист старой школы, играют стариков, причем Лембит к всеобщему изумлению исполняет роль Аркадиной, а Треплевым выходит его сын, Юхан Ульфсак (по отзывам, играет он замечательно).

Ну и главный козырь фестиваля -- мировая премьера «Идиота» Эймунтаса Някрошюса (его пятичасовой предпремьерный показ недавно прошел на фестивале «Балтийский дом в Петербурге»). Видевшие с особым придыханием отзываются о Настасье Филипповне -- Эльжбиете Латенайте, молодой актрисе, сыгравшей недавно в някрошюсовском «Фаусте» Маргариту. А на роль князя Мышкина режиссер позвал мало кому известного, совсем юного Даумантаса Цюниса. Някрошюс уже не раз рисковал, назначая на центральные роли дебютантов, и, как показывает слава его спектаклей (например, «Гамлета» с рок-певцом в заглавной роли), не ошибался. (Кстати, по просьбе оргкомитета фестиваля, напоминаю, что «Идиот» будет начинаться в 18.00, а не в 19.00, как планировалось раньше, когда было еще неизвестно, что спектакль получится таким длинным.)

Ну и завершит фестиваль, как всегда, торжественная церемония вручения премии им. К.С. Станиславского, лауреаты которой уже известны.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр