|
|
N°194, 21 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Голосовать -- значит уважать»
11 октября Чечня и Ингушетия впервые избирали органы местного самоуправления по тому же закону, что и вся остальная Россия. О том, как прошел единый день голосования в этих республиках, корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ рассказал зампред Центральной избирательной комиссии Станислав ВАВИЛОВ, находившийся во время выборов на Северном Кавказе.
-- Станислав Владимирович, какое общее впечатление от увиденного?
-- Перед поездкой в Чечню и Ингушетию у меня, конечно, было определенное беспокойство: как пройдут выборы -- достаточно ли проработаны вопросы обеспечения безопасности выборов и контроля за соблюдением законности проведения предвыборной агитации, как осуществляется материально-техническая, методическая, организационная подготовка выборов, включая оборудование избирательных участков, наличие информационно-наглядных материалов и другой печатной продукции. Конечно, накладывала свой отпечаток и социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия. Как говорится, глаза боялись, а руки делали. На мой взгляд, избирательные комиссии в этих республиках проделали громадную и качественную работу. Была очень серьезная подготовка, а затем высокий уровень организации голосования.
-- Кто сыграл решающую роль в организации?
-- Вокруг избирательных комиссий и в Ингушетии, и в Чечне на период выборов действительно объединились и республиканские власти, и все общество: два президента, правительства, парламенты, общественные организации, политические партии. Получилось, что работала единая мощнейшая машина, обеспечивающая реализацию избирательных прав граждан. Это сразу бросилось в глаза, и мне показалось, что они объединились вокруг действительно значимой цели -- провести выборы в органы местного самоуправления. И провести их на высоком организационном уровне, что и получилось. Ни одного какого-либо серьезного правонарушения совершено не было, а это само по себе уже говорит о многом. Я был на десятках избирательных участков и в Ингушетии, и в Чечне. И с кем бы ни встречался -- с населением, наблюдателями или представителями от политических партий, -- во всем чувствовались по-настоящему добрые и рабочие отношения. Нельзя сказать, что там не было никаких споров. Споры были -- действительно жаркие. В Чечне представители политических партий проводили публичные диспуты. Причем важно отметить, что все проходило абсолютно цивилизованно и строго в рамках действующего законодательства. Лично я уже видел много избирательных кампаний, но сейчас действительно получил удовлетворение от происходящего. Самое главное -- не было никакой хаотичности, все проходило планомерно, в рабочем порядке. Например, в Ингушетии я встречался с президентом Юнус-Беком Баматгиреевичем Евкуровым, членами республиканского правительства, избирательных комиссий различного уровня. Ситуация находилась под полным контролем. Мы договорились о создании в Магасе модельного избирательного участка для отработки всех ситуаций, какие только могли бы возникнуть во время проведения выборов -- как штатных, так и внештатных. В этих целях ЦИК России оказала организационную и методическую помощь. В республике была проведена огромная работа. Даже оппозиционные силы, высказывавшие мнения в Интернете на форумах, положительно оценивают проведение выборов. А если даже оппозиция это говорит, то что тут еще доказывать.
-- А какое впечатление на вас произвела Чеченская Республика?
-- В Чечне социально-экономическая обстановка очень изменилась. Каким я увидел Грозный -- это просто фантастика! Это не город, а настоящая сказка, мечта! Современный европейский город: чистота идеальнейшая. Какие там школы, детские сады и площадки -- это надо видеть. И спорт, и культура, и места для отдыха, предназначенные для жителей различных возрастов. Есть абсолютно все. Я убедился, что деньги в развитие Чечни вкладываются не зря. Легко, конечно, критиковать руководство республики, но то, что много сделано позитивного, -- налицо. Что касается выборов, то я лично видел, как их организовывали в республике. Каждый нес персональную ответственность: конкретное лицо за свой конкретный участок работы. Никакой размытости, ничего лишнего. Правительство -- за свой участок работы: транспорт, связь и другие вопросы. Избирательные комиссии -- непосредственно за организацию и проведение выборов.
-- Как решались вопросы безопасности?
-- Вопросы безопасности были отработаны настолько четко, что люди шли голосовать спокойно. Еще с советских времен в целом в России было принято, что первыми идут голосовать пожилые люди. А в Чечне, что мне особо запомнилось, -- впереди молодежь. В полвосьмого вечера, почти перед закрытием, мы поехали на избирательный участок посмотреть, как идет подсчет голосов. Навстречу нам идет мальчишка -- 3,5-- 4 годика. Я спросил: «Идешь голосовать?» «Да, иду голосовать!» -- не по-детски гордо ответил он. Пожал ему руку, постояли, пообщались. Стоит отметить, что среди членов избирательных комиссий более половины -- молодые люди. Молодежь в республике активно интересуется избирательными процессами и принимает в них активное участие, в том числе проводит разъяснительную работу среди населения о значении выборов для республики и ее народа. В Чечне был организован великолепный автопробег от границы с Ингушетией до границы с Дагестаном. Его участники делали остановки в различных населенных пунктах -- там были и танцы, и веселье, и обсуждение предстоящих выборов. Все проходило вот в такой свободной и праздничной форме. Это дорогого стоит.
-- На муниципальных выборах в этих республиках применялись разные системы: мажоритарная в Чечне, пропорциональная в Ингушетии. С чем это, на ваш взгляд, связано?
-- Выбор избирательной системы -- мажоритарной, пропорциональной или смешанной -- каждый субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно в своем региональном законодательстве. В Чеченской Республике решили, что удобнее мажоритарная система, в Ингушетии -- пропорциональная, так как там политические партии только начали работу и пока еще только набирают силы. Необходимо также учитывать историю народа, его обычаи, социально-экономический уклад. Как показали прошедшие выборы, решения о выборе системы голосования и в Чечне, и в Ингушетии были приняты правильно.
-- Станислав Владимирович, последний вопрос -- по традиционно высокой явке, из-за которой Северный Кавказ уже назвали «регионом специфической электоральной культуры».
-- На выборах в обеих республиках была действительно высокая явка. В чем причина? В России избиратель, к сожалению, нередко говорит: «Да зачем мне это надо?» А на Северном Кавказе совсем по-другому. Их не надо убеждать или не убеждать или заставлять: для них это проявление уважения к своим землякам, желание оказать его лично. Голосовать -- значит уважать. Западные журналисты, политики и политологи не верят: почти стопроцентная явка, как это так? По их мнению, демократия -- это когда половина избирателей проголосовала, другая половина не пришла. Но на Кавказе совсем другое мышление. Менталитет, который складывался веками. И его надо принимать таким, какой он есть.
-- А если старейшина сказал: голосовать за такого-то кандидата -- тоже проголосуют? Я допускаю, что это может быть в рамках традиций и что демократия бывает разная, с поправкой на менталитет, но все-таки модель демократии подразумевает индивидуальный выбор избирателя.
-- Проявление демократии -- это проявление власти народа. Старейшины являются голосом народа. Я тоже вначале удивлялся, а потом понял, что это абсолютно нормальное явление. Оно в сто раз демократичнее, чем во многих западных странах. На Кавказе нет такой цели -- не пойти на выборы. Для них это проявление неуважения к своему народу и своей земле, нарушение принципа коллективизма. Вместе с тем нужно понимать, что каковы бы ни были решения старшего, каждый гражданин вправе высказать свое мнение. В кабине для голосования нет генералов. Рабочий, крестьянин, служащий -- у каждого свой голос. Кто бы ты ни был, у тебя только один голос, одно мнение, один выбор. Бывает, даже близкие родственники расходятся в политических взглядах. На избирательном участке каждый выражает свою собственную волю, сам решает, за кого отдать свой голос.
-- Каков результат прошедших муниципальных выборов в кавказских республиках?
-- Главный результат выборов 11 октября 2009 года, конечно, в том, что федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заработал в полном объеме. Все республики, все субъекты Российской Федерации теперь объединены в единое правовое конституционное поле, обеспечивающее единство прав и обязанностей всех граждан Российской Федерации.
|