|
|
N°194, 21 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анна Чакветадзе: Не следует играть каждую неделю
Российская теннисистка, победительница Кубка Кремля 2006 года Анна Чакветадзе после четырехнедельного перерыва возобновила выступления, получив от организаторов соревнований wild card. Никаких особых задач в Москве теннисистка перед собой не ставила и уступила в первом же круге украинке Алене Бондаренко. О неудачах, планах, подготовке и поиске нового тренера Анну ЧАКВЕТАДЗЕ расспросила корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Аня, как бы вы охарактеризовали нынешний сезон в вашем исполнении?
-- По поводу нынешнего сезона могу со стопроцентной уверенностью сказать, что он получился неудачным. Не было хороших результатов, тех, которыми я сама была бы довольна. В конце года и без того непростая ситуация усугубилась травмой. Месяц я не играла. Но поскольку Кубок Кремля проводится дома, то я решила выступить здесь. Неделю тренировалась. Особых ожиданий по поводу турнира не было. Просто решила сыграть и затем начать готовиться к следующему сезону. Нынешний для меня уже фактически завершен. Хотя я еще сыграю маленький турнир после Кубка Кремля, но он ничего не значит. Эти соревнования мне нужны для того, чтобы почувствовать свои силы, и все. После немного отдохну, буду готовиться к следующему году.
-- Чем объясняется несколько затянувшийся переломный момент в вашей карьере? Вы ведь наверняка задавали себе вопрос, почему так происходит.
-- Много факторов. Началось с малого, а потом неприятности стали накручиваться как снежный ком. Самое неприятное, что появилась неуверенность в себе. Но сейчас месяц отдохнула, ничего не делала, провела его в Москве, когда еще удастся в такое время провести четыре недели дома. Отдохнула физически и морально. Надеюсь, что в будущем сезоне буду выглядеть свежее и придет уверенность в себе и в игре.
-- То есть в большей степени вы считаете причиной неудач психологическую усталость?
-- Возможно. Перед началом сезона не было нормальной подготовки. Но решила играть каждую неделю, а этого не следовало делать. Надо было дать себе передохнуть, чтобы восстанавливаться. Сейчас я понимаю, что следствием такого графика явились ошибки, которые в следующий раз не допущу. Только вопрос в том, что я не знаю, будет ли этот следующий раз.
-- Почему вы настроены так пессимистично?
-- Трудно объяснить. Не знаю, многие теннисисты были в первой десятке, но далеко не всем удавалось удержаться там долгое время. Одно дело попасть, другое -- остаться. Кто-то падал в рейтинге, потом возвращался, кто-то нет. Сейчас мне трудно говорить, получится ли у меня вернуться на прежние позиции. Но буду стараться.
-- Были разговоры, что вы хотите тренироваться в академии Жюстин Энин. Почему не сложилось сотрудничество?
-- Я действительно ездила в академию Жюстин. В прошлом году провела там неделю перед «Ролан Гаррос». И потом еще одну накануне «Уимблдона». Но получилось так, что меня ввели в некоторое заблуждение. Когда приехала в первый раз, то все на меня накинулись. Столько народа заинтересовалось мной. Я почувствовала внимание, и мне это понравилось. А во второй раз все было иначе. Мне обещали, что буду работать непосредственно с тренером, который готовил Жюстин, Карлосом Родригесом. Но он был очень занят. Во-первых, это его академия, и понятно, что дел у него невпроворот. Потом телевидение, всякие мероприятия, времени для тренировки не оставалось. На самом деле я отправлялась туда из-за Карлоса и когда поняла, что он не может работать со мной, то уехала.
-- И что теперь?
-- У меня был тренер из Испании. Но с ним не получилось продуктивного сотрудничества. Я опустилась в рейтинге еще ниже. У меня к нему никаких претензий нет, он хороший специалист, но просто не получилось, и все. За полгода не было прорыва вперед, а, на мой взгляд, тренер нужен для того, чтобы двигаться поступательно. Сейчас ищу что-то новое.
-- Некоторые игроки утверждают, что тренер в теннисе не нужен.
-- Это зависит от игрока. Кому-то нужна моральная поддержка, другим удары подправить, у третьего подача не идет, четвертый нуждается в жилетке, в которую можно поплакать... Каждому свое, и от разных тренеров можно получить какие-то необходимые навыки. Но не тренер выходит на корт, а игрок, и самому теннисисту надо анализировать, искать причины ошибок. Мне кажется, что надо четко понимать, что ты хочешь от тренера взять, зачем он необходим. Если же спортсмен уверен в себе, может сам настроить себя и найти причину ошибок, то он может обходиться и без наставника.
-- Но в вашей ситуации тренерская опора нужна?
-- В Москве стало очень тяжело найти спарринг-партнера, кого-то из игроков, с кем можно было просто потренироваться. Я бы хотела найти играющего тренера, а не того, кто бы стоял за моей спиной и делал подсказки или указывал на ошибки. Но так получается, что в Москве тренироваться не с кем абсолютно. Все разъехались, разбежались... Вроде бы странно, так много ребят играло, но где они? Одни при деле, другие ленятся, третьи не хотят, кто-то травмирован... Найти человека, с кем бы можно тренироваться ежедневно, -- большая проблема. А готовиться к сезону надо именно в таком режиме.
-- А с местом для тренировок нет проблем?
-- В этом отношении президент нашей федерации Шамиль Анвярович Тарпищев очень помогает. Есть корты в Ново-Переделкине. Там тренируюсь не только я, но и Светлана Кузнецова. Спасибо ему за это. Найти корты в Москве тоже проблема. Наверное, можно было бы договариваться с каким-то теннисным клубом, но этот вид спорта стал таким популярным в нашей стране, что все корты заняты, практически все время распланировано и выкуплено заранее членами клуба. Руководители не отказывают, но просят, чтобы мы заранее сообщили точное расписание тренировок. Но мы зачастую этого сделать не можем, потому что не знаем, когда вернемся с турниров.
-- Многие лидеры мирового тенниса критикуют новый календарь женских и мужских соревнований. Как вы считаете, в каком направлении следует идти -- играть только крупные турниры или все подряд?
-- Это зависит от класса игроков. Уровень сестер Уильямс отличается от остальных. Они играют несколько турниров в году, но при этом выигрывают два «Больших шлема» и турниры первой категории. Американки действительно играют хорошо. Если бы они не побеждали на крупных соревнованиях, то понятно, что стали бы играть чаще и больше, а не в таком режиме.
Но и теннисисты из первой десятки иногда не пренебрегают маленькими турнирами, чтобы почувствовать уверенность в себе. Это важно. Выигрываешь маленький турнир, потом приезжаешь на большой, и все получается. Маленькие турниры должны быть в календаре игроков, но в любом случае я считаю, что у теннисистов должен быть выбор. А не так, что ВТА сказала, какие турниры надо играть, и в них следует обязательно участвовать, несмотря на травмы или другие проблемы. Это неправильно. Должен быть выбор. Я думаю, что такую точку зрения разделяют многие игроки.
|