|
|
N°194, 21 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Молдавии очень нужен российский кредит»
В эту пятницу, 23 октября, молдавские депутаты, прежде чем выбрать президента, должны будут решить, вправе ли они сделать это на безальтернативной основе. В любом случае президент должен быть избран до 11 ноября, иначе придется снова проводить досрочные парламентские выборы. Об этой коллизии и о перспективах отношений с Россией премьер-министр Молдавии и председатель Либерально-демократической партии 40-летний Владимир ФИЛАТ рассказал собственному корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС в Кишиневе Анатолию Голе в интервью, взятом для «Времени новостей».
- Как решить спор о допустимости голосования по единственной кандидатуре на пост президента?
-- Выборы можно проводить, так как законодательство не предусматривает обязательного проведения выборов на альтернативной основе. «Альянс за европейскую интеграцию» выдвинул своего кандидата на пост президента -- это председатель Демократической партии Мариан Лупу. Не совсем корректно выдвигать второго кандидата, который обречен получить ноль голосов, как это уже случалось и на выборах нынешней весной, и в 2001, и в 2005 году. Но если парламент придет к выводу, что ситуация остается неясной, необходимо обратиться в конституционный суд. Его решение будет обязательным для всех. В этом случае дата выборов может быть перенесена. Ничего страшного не случится, время еще есть.
-- Для избрания президента правящему «Альянсу за европейскую интеграцию», в который входит ваша партия, не хватает восьми голосов. Будет ли «Альянс» вести переговоры с Партией коммунистов?
-- На официальном уровне такие переговоры не ведутся. На личностном уровне, несомненно, дискуссии идут -- между депутатами, различными людьми. Мы надеемся, что как минимум восемь депутатов от фракции Партии коммунистов проголосуют за избрание президента...
-- Коммунисты, которые теперь перешли в оппозицию, заявили, что не будут участвовать в выборах президента и готовы идти на досрочные парламентские выборы...
-- Я с пониманием отношусь к стратегии Партии коммунистов и их тактике в нынешней ситуации. Их задача -- сохранить партию, не дать ей «расползтись», показать свою твердую позицию.
В качестве премьер-министра и председателя Либерально-демократической партии я считаю, что досрочные парламентские выборы в случае их проведения должны состояться не позже конца весны будущего года. По той простой причине, что должны функционировать все структуры власти, в том числе дееспособный президент.
Нынешняя ситуация с выборами президента демонстрирует несовершенство молдавского законодательства в этой области. Множество противоречий возникло в результате изменения конституции в 2000 году, когда мы перешли от всенародного избрания президента к выборам в парламенте. Существует мнение, что для преодоления этой постоянной кризисной ситуации с выборами президента следует вернуться к всенародным выборам. За это выступала и Либерально-демократическая партия, и другие партии из состава «Альянса за европейскую интеграцию». Нашей стране нужен всенародно избранный президент, который был бы гарантом конституции и посредником между ветвями власти и политическими силами.
-- «Альянс за европейскую интеграцию» объявил европейскую интеграцию своим приоритетом. Когда вы планируете подписать соглашение об ассоциированном членстве с ЕС?
-- 16 октября состоялся визит в Кишинев министра иностранных дел Швеции, председательствующей сейчас в Евросоюзе. На этой неделе в Кишинев приедет первая группа европейских экспертов, с которыми начнутся переговоры по подписанию соглашения об ассоциированном членстве. Мы ставим задачу подписать этот документ до конца 2010 года. Мы хотим, чтобы в соглашении была четко зафиксирована наша европейская перспектива в плане будущей интеграции страны в Евросоюз. Не так важны сроки, как ясность перспективы -- чтобы мы осуществили реформы в стране и активно внедряли у себя европейские ценности.
-- Каким вы видите развитие молдавско-российских отношений?
-- Необходимо перейти от громких заявлений к конкретным делам, от формальных обязательств, которые преобладали до недавнего времени, к ответственным партнерским отношениям. Я говорю прежде всего о Республике Молдова. В ходе последних встреч с представителями российских властей я заявил, что если мы достигнем договоренностей, то будем четко их выполнять, а не так, как было до сих пор.
-- В начале октября вы встречались с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым и вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным. После этого было заявлено, что обсуждается возможность предоставления Россией кредита на 150 млн долл., хотя раньше говорили о 500 миллионах...
-- Эти заявления о 500 млн долл. появились в ходе избирательной кампании. Отбросив всю политическую подоплеку, следует сказать, что речь идет о сумме в 150 млн. Был проект договора на этот счет, который согласовывался министерствами финансов двух стран, они существенно продвинулись в этом. К сожалению, как сообщил нам Алексей Кудрин, процесс был приостановлен по просьбе коммунистического руководства Молдовы. Это меня сильно удивило, так как кредит нашей стране очень нужен. Мы надеемся до конца года согласовать все детали, чтобы получить этот кредит.
-- Молдавия платит за российский газ довольно дорого. Средняя цена за этот год может составить около 260 долл. за тысячу кубометров, а ведь «Газпрому» принадлежит доля в совместном предприятии «Молдова-газ». Будете ли вы вести переговоры о снижении тарифов?
-- Цена на газ для Молдовы достаточно высока, но договор подписан на пять лет. И я не считаю, что нужно заново ходить с протянутой рукой, выпрашивать новые условия. Важно выполнять договоренности, установить приемлемый тариф для конечных потребителей и не создавать проблем. Нам нужно научиться платить за все услуги по рыночным ценам.
-- Хотя проблема экспорта молдавских вин в Россию официально была решена, качественные молдавские вина так и не появились в российских магазинах, а торговый обмен между двумя странами снизился в 2009 году почти в три раза...
-- Я обсуждал эту проблему с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Он был очень удивлен, что эта проблема не решена до конца. Как я понимаю, препятствия были не только со стороны Москвы, но и Кишинева. Определенные люди в Молдове использовали эту проблему для монополизации экспорта. Разливное вино почему-то могли экспортировать только две молдавские компании, были и другие ограничения. Частично мы уже сняли эти препоны и надеемся, что и со стороны России последуют встречные шаги -- таможня, маркировка, «единое окно» и т.д. Будем работать, так как молдавские виноделы российский рынок частично потеряли и нужно бороться за то, чтобы отвоевывать позиции.
-- «Альянс за европейскую интеграцию» высказался за замену миротворческой операции в Приднестровье на миссию международных гражданских наблюдателей. Каким вам видится формат этой миссии?
-- Преобразование миротворческой операции не новая идея. Те, кто ездит между Приднестровским регионом и остальной частью Республики Молдова, знают, что ситуация абсолютно спокойная. Но специальные пропускные посты, солдаты с автоматами, маскировочные сети, бетонные плиты на дорогах -- это не способствует укреплению доверия и спокойствия. Эти ненужные атрибуты служат не лучшим фоном для ведения переговоров по урегулированию конфликта. Миротворческая операция, которая действует с 1992 года, свою задачу выполнила. Необходимо переходить к другому этапу. Миссия должна быть многонациональной, в нее могут войти представители разных стран, в том числе России.
-- Урегулирование приднестровского конфликта длится уже почти два десятилетия, однако в последние четыре года переговоры заморожены. Как вы собираетесь сдвинуть дело с мертвой точки?
-- Прежде всего нужно вернуться к переговорам. Единственный приемлемый формат -- «пять плюс два» (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС. -- Ред.). Нужно начинать общаться с людьми, наладить между ними отношения, создавать контакты между врачами, учителями, спортсменами, молодежью. Будем реализовывать совместные проекты, добиваться улучшения качества жизни. На берегах Днестра не было межэтнического конфликта, люди сохранили добрые отношения. Будем их развивать, чтобы создать основу для реинтеграции. Решение конфликта -- это не формальное подписание какого-то соглашения. Главное, как люди относятся друг к другу, хотят ли они хорошо жить вместе или плохо -- порознь.
|