|
|
N°194, 21 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карточный долг
Трехмерную модель Москвы создадут ради снижения социальной напряженности
Москвичей убедят в устойчивости поверхности, по которой им приходится передвигаться в своем городе. Для достижения этой цели, а также для предотвращения аварийных ситуаций, возникающих из-за плохого знания столичными хозяйственниками и предпринимателями геологической подосновы своих земельных участков и подземной инфраструктуры, мэрия готова выделить более 2 млрд руб. Во всяком случае, именно на такую сумму рассчитывает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, обещающий создать современную информационную систему инженерно-геологических и пространственных данных города и трехмерную модель территории столицы. Обосновывая необходимость выделения средств на эти цели в разгар кризиса и в условиях бюджетной экономии, в Москомархитектуре подчеркивают необходимость «снижать социальную напряженность, основанную на непроверенных сведениях о деформации земной поверхности города, вызванных интенсивным хозяйственным освоением его территорий».
К тому же, как уверяют в ведомстве, создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения Москвы на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС и GPS, актуализация инженерно-геологических карт, обеспечение доступа к этим информационным ресурсам и обмен информацией о пространственном и инфраструктурном состоянии городских территорий позволят более эффективно координировать деятельность служб «по упреждению и ликвидации негативных техногенных и природных процессов». По словам г-на Кузьмина, имеющиеся на сегодняшний день пространственные данные потеряли свою актуальность. Отсутствие же точной инженерно-геологической информации о тех или иных участках города «влечет за собой недостаточную оперативность в принятии ответственных управленческих решений». Пытаясь пояснить свою мысль на примерах, Александр Кузьмин начал с самого простого, предупредив, что сегодня столичные власти не в состоянии проконтролировать «каждого, кто приходит на городскую территорию с лопатой». А потому, подчеркнул он, необходимо соблюдать дисциплину обновления инженерно-геологических карт. «Тысячи заказчиков сегодня приглашают тысячи неизвестных строителей, в результате коммуникации зарыты, а на какой глубине они лежат, мы не знаем», -- посетовал в беседе с журналистами глава Москомархитектуры.
В свою очередь городские хозяйственники считают, что помимо создания дорогостоящей системы мониторинга развития инженерной инфраструктуры необходимо каждую стройку обеспечить планом защиты подземных коммуникаций. Обеспокоенность тем, что в последнее время участились провалы грунта и повреждение в ходе строительных работ уже существующих подземных трубопроводов выразил, в частности, генеральный директор ГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков. По его словам, просадки случаются как в силу особенностей грунта, так и из-за халатности строителей, которые могут плохо утрамбовать заваленный котлован. «Это происходит в основном рядом со строящимися объектами», -- напомнил г-н Храменков недавнее ЧП на Волоколамском шоссе. Там в минувшие выходные при строительстве дорожной развязки была повреждена труба холодной воды, и в результате размыва на площади примерно 30 кв. м просел грунт. Кроме того, в конце сентября на территории автостоянки у здания Большого театра, где идет масштабная реконструкция, из-за аварии на водопроводе случился настоящий потоп. Впрочем, чиновники стройкомплекса тогда заявили, что эта авария никак со строительными работами не связана.
Примечательно, что и вчера мэр Москвы Юрий Лужков начал было объяснять случаи проседания столичного грунта исключительно капризностью подземных рек. Однако, углубившись в детали причин изменения русел подземных рек, градоначальник пришел к выводу, что так или иначе этому способствуют строители. «Когда мы делаем в земле глубинный фундамент, то есть своего рода плотину, а там могут течь ручьи и реки, мы не знаем, куда пойдет вода», -- признал г-н Лужков. Он согласился с тем, что, «когда вымыв идет под тяжелым мощным зданием», это говорит об ошибках строителей и проектировщиков.
Город сегодня настолько сложен для строительства, что для проектирования необходимо иметь исключительно точные данные и координаты, добавил градоначальник и потребовал форсировать создание единой системы навигационно-геодезического обеспечения Москвы. Кроме того, по мнению мэра, трехмерная «глубинная» модель столицы позволит избежать ЧП, подобных разрыву газопровода на Озерной улице в мае этого года. Для убедительности того, что несоблюдение регламента выполнения мероприятий дорогостоящей программы может привести к серьезным последствиям не только для города, но и лично для каждого из ее исполнителей, Юрий Лужков вчера распорядился наложить административное взыскание на руководителя департамента земельных ресурсов города Виктора Дамурчиева. По мнению градоначальника, г-н Дамурчиев несет не меньшую ответственность за случившееся, нежели уволенное сразу после аварии на Озерной улице руководство ГУП «Мосгаз». По словам градоначальника, департамент земельных ресурсов еще в первом квартале 2009 года должен был представить базу данных о размещении подземных инженерных коммуникаций. Однако вовремя это сделано не было, и отсутствие точной информации привело к «увеличению времени ликвидации аварии».
Юлия ХОМЧЕНКО