|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фестиваль зауважали за честность
В программе нынешнего ММКФ сразу три российские картины
Вчера в Москве прошла пресс-конференция, посвященная XXIV Московскому международному кинофестивалю, который откроется 21-го и завершится 30 июня.
В конкурсную программу вошли 16 фильмов, и география их крайне прихотлива.
«Виртуальная реальность» Ратиборки Чарамилац приехала из Югославии, «Воскресение» Паоло и Витторио Тавиани -- из Италии, «Все кувырком» Хеллы Йооф -- из Дании, «Дом на турецкой улице/Паутина лжи» Боба Рафелсона -- из США, «Зов земли» Вахида Мусаяны -- из Ирана, «Ни вздоха, ни смеха» Саары Саарелы -- из Финляндии, «Проклятые» Дана Сватека -- из Чехии, «Седьмое солнце любви» Вангелиса Сердариса -- из Греции, «Сердце медведицы» Арво Ирхо -- из Эстонии, «Синева» Хироси Андо -- из Японии, «Тайная жизнь» Сузаны Амарал -- из Бразилии. «Праздник Едерманна» снял австриец Фриц Ленер, «Приложение» -- польский режиссер Кшиштоф Занусси.
В прошлом году организаторы не нашли приличных отечественных картин для участия в конкурсе. То, что грозило обернуться скандалом, на поверку оказалось отличным пиаровским ходом: поскольку фестиваль решил не позориться и не включил в программу русских фильмов, его зауважали -- за честность. Зато в этом году в программе целых три наши картины: «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, снятые, правда, при участии Украины, «Кукушка» Александра Рогожкина и «Одиночество крови», дебютный фильм Романа Прыгунова. По поводу последнего у журналистов возникли некоторые вопросы. Директор программ ММКФ Кирилл Разлогов сказал: «В фильме есть эпатаж, есть доля коммерции, но мы взяли его в первую очередь из-за художественных качеств, которые там, несомненно, есть. И еще там есть Ингеборга Дапкунайте».
Фестиваль откроется 21 июня новой картиной Франсуа Озона «Восемь женщин». В конкурсе на этот раз не оказалось ни одного фильма из Франции, и таким образом организаторы хотели хотя бы отчасти отдать долг вежливости крупнейшей кинодержаве. Единственный мужчина в фильме -- труп, а роли восьми женщин играют восемь самых известных актрис Франции: Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Даньель Даррье, Виржини Ледуайен, Людивин Санье и Фирман Ришар.
А в прощальный вечер женщина будет одна, но зато это будет «Роковая женщина» Брайана де Пальмы. Главную женскую роль в нем сыграла Ребекка Ромийн-Стамос. Режиссер долго искал актрису, чей сексуальный тип совпал бы с «леди из Шанхая», незабвенной Ритой Хейворт. На главную мужскую роль он взял Антонио Бандераса. По словам организаторов, они решили пожалеть публику -- триллер «легко смотрится».
Кто из гостей приедет на этот раз на фестиваль, суеверные организаторы решили пока не сообщать. Президент фестиваля Никита Михалков, кажется, доволен программой: «Когда есть кино, когда есть кинозвезды, когда есть киноведы, серьезная пресса, когда есть кинорынок, когда прокат поднимается и кинотеатры строятся, тогда есть, собственно, о чем говорить...»
Кирилл Разлогов: «Работы дебютантов поинтереснее»
Корреспондент газеты «Время новостей» Елена КОСТЫЛЕВА после пресс-конференции встретилась с директором программ ММКФ Кириллом РАЗЛОГОВЫМ. Этот человек в прошлом году сказал: «Фестиваль -- это я». В этом году журналисты напомнили ему об этом и попросили фразу повторить. «Пусть попробует!» -- ответил за Разлогова Никита Михалков. А потом добавил: «Хотя в принципе меня это устраивает». Сам же Разлогов сказал в этом году, что фестиваль -- это не он, но фестиваль -- это программа.
-- Кирилл Эмильевич, что вы можете сказать про наши фильмы в конкурсе фестиваля?
-- Ожидать, что все российские картины, представленные в нашей программе, будут шедеврами, нелепо. Но все эти картины -- достойные и интересные в художественном отношении. Мы их выбрали именно с этой точки зрения, в том числе и картину Романа Прыгунова.
-- А какие-нибудь вопросы к самому себе остались после пресс-конференции?
-- Да. Я почему-то не сказал о программе норвежского кино -- это очень важно, потому что в норвежском кино сейчас наблюдается неожиданный сильный подъем. Фильм «Эллинг» был выдвинут на «Оскар». Его уже показали на международном «Кинотавре», но здесь мы единственный раз сделали исключение и решили показать его и в Москве. И еще хотелось бы отметить картины «Отморозки» и «Отморозки в пути» -- о гастролях мужского хора, которые состоялись после 11 сентября. Еще одно ехидное замечание, которое я собирался сделать: в конкурсе на сей раз представлено довольно много имен кинематографистов. Нас все время упрекали -- где имена? Но теперь я не удивлюсь, если скажут, что работы дебютантов поинтереснее... Когда ты смотришь на крупные имена, часто попадаешь на картины, которые отвергнуты всеми крупными фестивалями.
-- Ехидный вопрос. В жюри вошли Чингиз Айтматов, Карен Шахназаров, Фрут Чан, Ракшан Бани Этемад, Джессика Хауснер, Доминик Борг и Йос Стеллингю. Однако имя одного члена жюри из пресс-релиза попросту вырезано. Кто это был?
-- Это просто актриса, которая дала согласие, но она сможет приехать только на часть фестиваля. Она будет гостьей фестиваля. Это выяснилось в последний момент. Я могу только подсказать, что актриса довольно известная и она из Америки.
Елена КОСТЫЛЕВА