|
|
N°192, 19 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кандидат в лабиринты
На Крите нашли еще одно «подземелье Минотавра»
Остров богов, овеянный древними легендами, стал полем для археологических дискуссий. Ученые спорят о пристанище Минотавра, портившего демографическую ситуацию в Греции, и о его лабиринте на Крите. Англо-греческая экспедиция, состоящая из спелеологов и географов, уверяет, что древняя подземная каменоломня, которую они исследовали летом, вероятно, и есть легендарный лабиринт Минотавра, сообщает газета The Independent. Тем самым исследователи выдвигают еще одну версию, расходящуюся с общепринятой. Сегодня считается, что миф связан с подземельем Кносского дворца, раскопанного и реконструированного британским археологом сэром Артуром Эвансом в начале XX века.
Каменоломня, за изучение которой взялись этим летом спелеологи и географы, и раньше считалась «кандидатом в лабиринты». По сведениям сотрудника Британского музея Эндрю Шапланда, еще в XII веке нашей эры сюда потянулись искатели мифического подземелья. Сеть туннелей глубиной в 2,5 мили, в которых без нити Ариадны легко заблудиться, находится в окрестности города Гортины. Этот город расположен на юге острова богов и в 20 милях от общепринятого пристанища Минотавара -- Кносса. Однако после раскопок сэра Эванса в 1900--1935 годах это место исследователи памятников бронзового века стали игнорировать, а во время второй мировой войны он и вовсе служил складом для немецкого вооружения. Между тем местные жители по-прежнему называют каменоломню «пещерами лабиринта», а «черные копатели» в отличие от археологов не прекращали искать здесь сокровища.
Экспедиция во главе с географом из Оксфордского университета Николасом Ховартом решила попробовать установить историческую правду. Г-н Ховарт скептически относится к общепринятой гипотезе. Он убежден, что гортинская каменоломня не была должным образом изучена из-за того, что Эвансу и его сторонникам удалось убедить публику и ученых в том, что именно Кносс является лабиринтом Минотавра. Исследователи считают неправильным именно то, что лишь Кносский дворец называется основой для мифа, в то время как альтернативные версии умалчиваются. «Люди приходят не только взглянуть на руины, реконструированные Эвансом, но они ищут связь с мистическим прошлым Века Героев. И это позор, что все посетители Кносского дворца никогда не слышали о других местах, претендующих на роль лабиринта», -- говорит г-н Ховарт. Руководитель экспедиции не стремится сместить версию сэра Эванса, говоря, что она, подкрепленная авторитетом археолога, конечно, выглядит убедительнее.
Сторонние исследователи бронзового века не спешат отвергать старую версию в ответ на новые изыскания. Эндрю Шапланд подчеркивает, что все же считает Кносс более удачным кандидатом на роль тюрьмы Минотавра, поскольку этот дворец упомянут у Гомера. Кроме того, сам Николас Ховарт напоминает, что помимо Кносса и Гортины есть еще один кандидат в лабиринты Минотавра -- пещера в Скотино. Географ говорит со скепсисом и о реальной подоплеке мифа, сомневаясь и в том, существовал ли вообще царь Минос и все, что с ним связано. «Исходя из археологических данных, едва ли вообще возможно говорить о том, что лабиринт когда-либо существовал, -- говорит г-н Ховарт. -- Я думаю, что каждое место может быть названо лабиринтом и что в конце концов возникнут вопросы, на которые не ответят ни археологи, ни знатоки мифологии».
Дарья ЛУГАНСКАЯ