|
|
N°192, 19 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Gunvor: пора за газом
Нефтетрейдер расширяет бизнес
Подконтрольная бизнесмену Геннадию Тимченко компания Gunvor готова к существенному расширению трейдерской деятельности. Теперь Gunvor, один из крупнейших в мире нефтетрейдеров, намерен участвовать в спотовой торговле другими энергоресурсами -- сжиженным природным газом (СПГ), углем и электроэнергией. В конце прошлой недели компания объявила о том, что окончательно сформирована команда, которая займется этими операциями на международном рынке. Эксперты отмечают, что подобная диверсификация бизнеса приведет Gunvor на рынок, где работают, в частности, структуры «Газпрома».
Gunvor был создан в 1997 году и все годы своего существования занимался нефтеторговлей. Поскольку считается, что г-на Тимченко связывают дружеские отношения с Владимиром Путиным, именно этим часто объясняют рост бизнеса Gunvor (по данным за 2007 год, выручка компании оставила 43 млрд долл.). В то же время в последние месяцы президентства г-на Путина высокопоставленный кремлевский чиновник, подтверждая факт знакомства бизнесмена и тогдашнего главы государства, предлагал не преувеличивать экспансию Gunvor: «Они как начинали заниматься бизнесом в сфере торговли нефтью, так и занимаются, просто сильно выросли на этом рынке».
Но в этом году бизнес трейдера стал расширяться и в другие сферы. Летом стало известно о приобретении им доли в проекте по разведке и добыче нефти на Каспии у шведской Lundin Petroleum. А сам Геннадий Тимченко наращивает прямое участие во второй газодобывающей компании России НОВАТЭКе (ему через люксембургский фонд Volga Resources принадлежит уже 18,3% акций).
Как рассказал «Времени новостей» представитель Gunvor, формально новый энергетический департамент был создан в сентябре, а операции начнутся в начале будущего года. Созданное подразделение возглавит Пеймон Алиабали, который ранее занимал пост управляющего директора Essent Trading International. За продажи угля в компании будет отвечать бывший топ-менеджер BHP Billiton Ли Кирк, а газа и СПГ -- Джоаннс Темель из Electricite de France. Всего штатная численность нового департамента должна составить 50 человек.
Основными для компании станут рынки Европы, Северной и Южной Америки, а также Азии. Энергетический департамент планирует работать и в России, однако в Gunvor отечественный рынок называют второстепенным. «Россия обособлена точно не будет, однако компания сосредоточится в основном на продажах в Европе, Америке и Азии», -- рассказал представитель компании. Подробнее говорить о планах в Gunvor пока не готовы: «Пока идет только формирование стратегии».
«Если у Gunvor есть средства на развитие, то почему бы и не начать продажи других товаров, а не только привычной нефти. Сейчас очень хорошее время для диверсификации бизнеса», -- считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. «Свою нишу на рынке нефтяной торговли, который довольно узок, Gunvor давно имеет и является одним из ключевых игроков. Если компания хочет расширяться, то начать продажи на рынке других товаров -- оптимальный вариант», -- полагает Денис Борисов из ИФК «Солид». По мнению г-на Борисова, перспективы у нового бизнеса Gunvor есть. «Работа на российском рынке электроэнергии в свете его либерализации может стать довольно перспективной. Кроме того, в последнее время снижались мировые цены на уголь, потребление которого скоро начнет расти, поэтому сейчас хороший момент для вхождения в этот сектор», -- считает эксперт.
На спотовом рынке природного газа и СПГ схожий бизнес ведет британская «дочка» российского газового монополиста -- Gazprom Marketing & Trading (GMT), где, кстати, трудится целый ряд менеджеров -- выходцев из ведущих мировых энергокомпаний. «Gunvor и GMT теперь станут прямыми конкурентами: компании будут работать на одном рынке, при этом близость к «Газпрому» в такой ситуации абсолютно не является залогом успеха. Здесь вопрос скорее в более эффективном менеджменте», -- полагает г-н Борисов. В начале месяца GMT объявила о начале продаж природного газа в США и уже поставила амбициозную цель за пять лет занять как минимум 10% американского рынка. В скором времени «дочка» концерна начнет продажи электроэнергии в Испании. В Великобритании, где GMT работает с 2006 года, продажи газа в этом году должны составить 2 млрд кубометров, в то время как в прошлом году было реализовано 1,2 млрд кубометров. Во Франции в этом году компания должна продать порядка 3 млрд кубометров газа, при этом до 2030 года уровень поставок должен составить 12 млрд кубометров.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Иван ГОРДЕЕВ