|
|
N°192, 19 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто лучше работает
Предвыборная кампания на Украине началась до официального срока
Сегодня на Украине официально начинается предвыборная кампания перед президентскими выборами. Однако весь Киев, да и не только он один, уже заранее был усеян палатками и увешан плакатами. Агитация появилась еще несколько месяцев назад, а главный приз в этой гонке -- успех на выборах главы государства 17 января 2010 года.
В рекламе премьер-министра Юлии Тимошенко ключевая фраза -- «она работает». Разные плакаты утверждают, что «они болтают...», «они предают...», «они разрушают...», «они обещают...», в то время как «она работает». Во Львове сейчас появилась антиреклама: наклейки с текстом «Она работает, а «Евро-2012» тормозит». То ли это дело рук местных юмористов, то ли политических противников, но слова могут оказаться пророческими. Подготовка к чемпионату Европы по футболу, который планируется провести в Польше и на Украине в 2012 году, идет с большим трудом и заметным отставанием, а ведь за это отвечает правительство Тимошенко.
Но безусловным шедевром команды пиарщиков 48-летней Юлии Тимошенко, которую на днях принял в Ватикане Папа Римский Бенедикт XVI, является плакат «Она работает, она -- это Украина». Невольно напрашивается аналогия с Людовиком XIV, французским Королем-Солнцем, который сказал: «Государство -- это я».
Не менее внушительные плакаты сторонников Арсения Яценюка. Бывший спикер Верховной рады в феврале этого года основал новую политическую силу -- «Фронт перемен». На перемены делает упор и его политическая реклама. Одни плакаты утверждают, что «страну спасет новая индустриализация». Другие призывают к «боеспособной армии». В иных делается акцент на «образованных и здоровых людей». С полосатых плакатов цвета хаки взирает непривычно серьезное лицо 35-летнего политика. Киевлянам, правда, не очень нравится заметно состаренное изображение добродушного в общем-то Арсения. Но пиарщики добились успеха: их работа не осталась незамеченной, так же как и Яценюк не остался без проявлений народного внимания. На выступлении в Ужгороде 12 октября местные националисты освистали его и попытались забросать яйцами и помидорами. Но охранники, мгновенно сориентировавшись, раскрыли черные зонты, так что заряды не попали в цель.
Лидер Партии регионов Виктор Янукович, в которого также в свое время летели сырые яйца (в Ивано-Франковске во время предвыборной кампании 2004 года), старается быть ближе к народу. Представленный на своих плакатах с идеальной прической 59-летний политик заявляет: «Твое мнение важно. Услышу каждого». От такой категоричности немного бросает в дрожь, ведь эти слова звучат из уст человека крутого нрава. В Киеве до сих пор ходят легенды о том, как он в бытность свою премьером грозил пустить в ход кулаки во время заседаний правительства.
Недавно украинские ландшафты украсила реклама загадочного кандидата, которая провозглашает, что «только он достоин быть президентом», «только ему можно доверить страну» и «нашу судьбу». Кто скрывается за этими красно-желтыми плакатами, приходится только гадать, поскольку ни фото, ни имени на этих плакатах нет.
А что же нынешний президент Виктор Ющенко, который не раз заявлял о намерении участвовать в выборах и выиграть их? Шансы 55-летнего действующего главы государства призрачны. По оценкам различных центров социологических исследований, он получит всего несколько процентов голосов и не пройдет во второй тур. Яценюку тоже не обещают легкой победы. Аналитики ожидают, что настоящая борьба развернется между Януковичем и Тимошенко.
По данным социологического опроса украинского центра социальных и маркетинговых исследований СОЦИС, за 100 дней до выборов Янукович пользовался поддержкой 28,7% опрошенных, Тимошенко -- 19%, Яценюк -- 8,2%, а Ющенко -- всего 2,8% электората. А по опросам, проведенным на днях, за Януковича проголосовали бы 30,2% избирателей, 18,5% поддержали бы Тимошенко и 8,9% -- Яценюка. 57-летний лидер Компартии и блока левых сил Петр Симоненко набрал бы 4,1%, а Ющенко -- 3,1% голосов.
Заявления кандидатов в президенты звучат не только с уличных плакатов, но и по телевидению. Причем в одном блоке с рекламой стиральных порошков, средств личной гигиены, чудо-йогуртов и прочих «жизненно необходимых», но практически бесполезных товаров. Ибо любой порошок в случае необходимости можно заменить более дешевым хозяйственным мылом, а вместо заморского йогурта выпить обычного кефира. Но от грядущего голосования, похоже, никуда не денешься.
«Чтобы покончить со всем этим бардаком на Украине, нам нужны новые, честные политики. Вот только где их взять», -- вздыхает джазовый музыкант Леша. «Они все что-то обещают, но потом ничего не выполняют. И вообще думать об этом не хочется», -- говорит корреспонденту «Времени новостей» безработная Леся. Тема предстоящих выборов и в целом ситуации в стране, как всегда, живо интересует пенсионеров на лавочке у подъезда. «Если с меня гроши (по-украински деньги. -- Авт.) будут сыпаться, это хорошо. А если песок, то это совсем другое дело», -- вздыхает дядя Саша, оценивая серьезность предвыборных плакатов и обещаний.
Стоит напомнить, что украинцы по большей части живут небогато. Минимальный уровень зарплаты, определенный нынешними властями, очень низок: 650 гривен (около 80 долл.) в месяц. Средняя зарплата по стране в пересчете на доллары, по данным украинского госкомстата, составляет ежемесячно240 долл. «А вот раньше, при Сталине...» -- с тоской в голосе погружается в воспоминания пожилая пани, пуская дым от папироски.
Захар ЗИНЧЕНКО, Киев