|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Власти все возрасты покорны
Захир Шах вспомнил о королевских амбициях
Неожиданную интригу обрела вчера история с созывом лойя джирги -- собрания старейшин Афганистана, на котором должен быть выбран новый руководитель страны. И без того сложные подготовительные переговоры обострил 89-летний экс-король Мохаммед Захир Шах. Выступая по кабульскому телевидению накануне форума, который должен был открыться вчера, он заявил, что готов возглавить переходное правительство страны, если лойя джирга примет такое решение. Экс-монарх также сообщил, что его сын Ахмад Шах «возьмет на себя любую миссию», которую ему доверит всеафганская ассамблея, намекнув таким образом на возможность возобновления наследования верховной власти в Афганистане. Ранее Захир Шах утверждал, что поддерживает назначение премьером Хамида Карзая, не имеет планов реставрации монархии, но готов заняться любым делом, которое поручит ему народ.
В результате лойя джиргу перенесли на сутки. Захир Шах, вернувшийся в Кабул в апреле после 29 лет эмиграции, обладает большим политическим потенциалом. Очень многие среди полутора тысяч делегатов лойя джирги считают, что именно он способен сплотить страну после 23 лет войн. Такой же точки зрения, судя по впечатлениям наблюдателей, придерживаются министры-пуштуны и большинство жителей Кабула и пуштунской деревни. Выступление экс-монарха совпало с сообщениями об углублении противоречий между лидерами основных военно-племенных группировок Афганистана из-за дележа постов в будущем правительстве. Всю ночь на понедельник Карзай, занимающие доминирующие позиции в его администрации представители Северного альянса (таджики и узбеки), а также руководители крупнейших пуштунских и североафганских кланов как раз дискутировали возможную политическую роль экс-короля в переходный период. Премьер-пуштун считает целесообразным придание пуштуну Захир Шаху статуса «отца нации» и незначительное перераспределение ключевых постов в кабинете опять-таки в пользу пуштунов, составляющих 40% населения и недовольных тем, что в руках северян находятся портфели министра иностранных дел, глав всех силовых ведомств, включая спецслужбы.
Лидер северян в действующей администрации министр обороны Мохаммед Фахим и его сторонники, поддерживая переизбрание Карзая руководителем переходной администрации, не хотят отводить Захир Шаху даже репрезентативной роли. По сообщениям из кабульских дипломатических кругов, северяне также заявили премьеру, что «не намерены делиться своими министерскими постами ни с кем». У Северного альянса, кстати, есть и свой кандидат в премьеры -- бывший президент Афганистана и духовный лидер антиталибского сопротивления Бурхануддин Раббани. В прошлом году его с трудом удалось уговорить на то, чтобы он сложил свои полномочия в пользу Хамида Карзая, теперь же он не прочь вернуться к власти. И уж во всяком случае не намерен допустить до нее экс-короля, против политики которого он боролся еще 30 лет назад. В общем, заявление короля окончательно спутало все карты. Под угрозой срыва важнейшего политического мероприятия, а за лойя джиргой следит весь мир, в дело вмешался посланник США в Афганистане Залмай Хализад. Судя по всему, именно он объяснил экс-монарху всю неуместность его внезапно пробудившихся амбиций. В результате ко вчерашнему вечеру помощник экс-короля обнародовал заявление патрона, в котором тот однозначно отказался как от планов восстановить монархию, так и от намерения баллотироваться на какой-либо пост на лойя джирге. В качестве главы администрации Захир Шах поддержал Хамида Карзая, который теперь, очевидно, и займет эту должность.
Алексей СЛОБОДИН