Время новостей
     N°192, 19 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2009
Неуязвимый экипаж
Беспилотники начинают вытеснять обычные военные самолеты
Ижевская компания "Беспилотные системы ZALA Aero" выиграла конкурс на поставку пограничной службе ФСБ РФ беспилотных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типа. Беспилотники смогут нести фотокамеру, цветную видеокамеру либо тепловизор для скрытого наблюдения при подготовке спецопераций в любое время суток. Запускаются они с помощью катапульты, не требуют взлетно-посадочной полосы и могут использоваться как палубная авиация при патрулировании территориальных вод, для борьбы с браконьерством и слежения за судами-нарушителями. Дроны смогут передавать визуальную и телеметрическую информацию на удаленные терминалы, причем во время миссии управление аппаратом может быть передано с одной станции на другую.

Военные всего мира все шире используют беспилотники. ВВС США в будущем году впервые планируют закупить больше беспилотных летательных аппаратов (БЛА), нежели обычных самолетов. Это знаковое событие -- такая пропорция, пусть пока и в намерениях, наблюдается впервые. Активная закупка беспилотников обозначена в плане развития боевых беспилотных систем, составленном штабом ВВС США на дальнюю перспективу. Специалисты утверждают, что шестое поколение самолетов -- летательные аппараты без экипажей, управляемые оператором через компьютерную систему, с помощью средств связи. Такие аппараты в обозримом будущем собираются использовать для всех видов миссий, кроме перевозки персонала и нанесения ядерных ударов.

БЛА должны стать основой объединенной системы слежения и наведения, а также воздушной системы контроля и предупреждения. В Ираке в ближайшие несколько лет, по планам американских ВВС, будет действовать целый "парк" самых различных по назначению и величине беспилотников -- вплоть до размеров стрекозы.

В российской армии сегодня основной беспилотник "Типчак" производства концерна "Вега" -- в вариантах разведчика и целеуказателя. Его масса 30--40 кг с полезной нагрузкой 10--15 кг. Разрабатывается и тяжелый ударный БЛА, но вся информация о нем пока закрыта.

Российская компания "Кронштадт" предлагает для российских военных тяжелый БПЛА "Дозор-3" нового поколения. Взлетная масса этого аппарата 600 кг, вес полезной нагрузки 100 кг, в воздухе он может находиться шесть часов, максимальная скорость -- 180 км/ч. Он способен нести разведывательную аппаратуру и -- в другом варианте -- различные виды вооружения и боеприпасов. В отличие от «Типчака» «Дозор» может взлетать по-самолетному, а не при помощи катапульты. Министерство обороны России не сократило госзаказ на разработку беспилотных летательных аппаратов, несмотря на кризис. Все разведывательные батальоны бригад сухопутных войск будут оснащены БЛА тактического назначения.

Как дроны (дрон -- беспилотный летательный аппарат военного назначения, синоним понятия военного робота. -- Ред.) работают в реальной боевой обстановке, можно видеть сегодня на примере Афганистана. Американские беспилотные аппараты наносят ощутимые ракетные удары по населенным пунктам. Присматриваются к беспилотникам и террористы: достаточно легко запустить мини-БЛА со взрывчаткой в место скопления людей -- на тот же стадион. Не надо и смертников с «поясом шахида». Миниатюрные дроны с 2--3 кг взрывчатого вещества могут появиться над тщательно охраняемым объектом, над резиденцией важного лица. Как рассказывают очевидцы, дроны непонятного происхождения и назначения были замечены недавно над дворцом руководителя одной из арабских стран.

БЛА становятся реальной, с каждым днем все более крепнущей военной силой. Даже изрешеченный пулями дрон может совершить посадку. Есть абсолютно надежная гарантия безопасности экипажа, поскольку летчиков нет, вместо них далекий оператор. БЛА тяжело обнаружить локатором из-за малой отражающей поверхности, практически невозможно сбить -- опять же из-за малых размеров. Аппарат класса «мини» имеет габариты полтора на полтора метра. А есть БЛА и вовсе размером с насекомое. К тому же корпус таких аппаратов радиопрозрачный. У электролетов (БЛА с электрическим двигателем) силовая установка не греется, потому такой аппарат не возьмет даже переносной зенитный ракетный комплекс с весьма чувствительной тепловой головкой наведения ракеты.

Скорости аппаратов невелики, эффект Допплера--Белопольского, благодаря которому движущаяся цель выделяется на экране радара, незначителен. Более или менее эффективны в борьбе с беспилотниками длинноволновые РЛС. Именно они, кстати, обнаруживают цели, изготовленные по технологии «стеллс».

Одно из первых средств противодействия нашествию дронов -- российский локатор 1Л121Е «Горнист». Эта станция измеряет азимут, угол места, наклонную дальность и скорость вертолетов, самолетов, крылатых и противорадиолокационных ракет, атакующих элементов высокоточного оружия, а также БЛА, включая и класс «мини». "Горнист" распознает их и классифицирует, определяет государственную принадлежность, пеленгует постановщиков активных шумовых помех. Точность определения координат по дальности 100 метров, по азимуту 1--1,5 градуса. Время развертывания, свертывания станции -- 5 мин, экипаж три человека.

РЛС "Горнист" имеет цифровую активную антенную решетку. Помимо длинноволнового у нее есть и часть дециметрового диапазона волн. Благодаря этому дрон можно обнаружить на расстоянии до 20 км. Кстати, поначалу этот локатор разрабатывали для обнаружения ракет высокоточного оружия «воздух--земля».

Однако мало обнаружить миниатюрный опасный аппарат. Надо его еще либо сбить с пути, либо и вовсе «приземлить». В прошлогоднем августовском конфликте с Грузией российская армия уничтожала беспилотники противника с большим трудом. Многие из них, в том числе один стратегического назначения, благополучно вернулись в Грузию. Сегодня российский ответ дронам -- установка на базе ПУ-12 (малый легкобронированный тягач -- МТЛБ). Она включает в себя РЛС и оптические приборы, которые и обнаруживают дрон. Дальше ставится мощный поток помех устройству глобального позиционирования GPS, по которому беспилотник ориентируется на заданном маршруте. Правда, дрон может летать и в режиме молчания, без GPS.

Российская оборонная промышленность сегодня разрабатывает еще два проекта средств борьбы с беспилотниками. В основе первого, как это ни покажется странным, старая 57-мм пушка 1950 года «издания» С-60, которую перестали выпускать еще при Хрущеве. Система управления орудия серьезно модернизирована, создан совершенно новый снаряд. Он имеет головку самонаведения, программируется время взрыва. Это время задается исходя из показаний измерителя скорости снаряда при выходе из ствола. Возможна и лазерная подсветка снаряда. Вероятность поражения дрона из такой пушки -- 0,5.

Скорострельность пушки 120 выстрелов в минуту, максимальная очередь -- 150 выстрелов, дальность стрельбы -- 4 км по вертикали и до 6 -- по горизонтали. Время перевода пушки из походного положения в боевое -- одна минута, расчет -- восемь человек.

Американцы делают попытки создать специальные истребители беспилотников. В первой стадии это обычный винтовой самолет с очень широким размахом крыльев. Такой экономичный аппарат в течение довольно продолжительного времени барражирует в небе, ожидая команды на атаку. Получив ее, самолет отстреливает широкие прямоугольные крылья, оставляя вместо них лишь «треугольники», как у скоростного истребителя. Отстреливается и винт, вместо него включается реактивный двигатель. И истребитель в буквальном смысле слова бросается на добычу.

Американцы пытались создать и лазер для «прожигания» БЛА, но энергетическая установка для него величиной с железнодорожный вагон. БЛА можно прижать к земле потоком воздуха от вертолетного винта. Военные подумывают даже о специальной сети, которую с геликоптера можно было бы набросить на дрон -- это уж совсем экзотика. На худой конец можно применить комплексы ПВО среднего и ближнего действия типа «Тор» и «Бук», хотя это очень дорого.

«Времени новостей» в российском ОПК сообщили, что в качестве противодействия беспилотникам предлагали Минобороны вышеупомянутые пушку и локатор. В военном ведомстве после долгих раздумий откликнулись довольно вяло: надо менять штат, создавать соответствующее наставление по боевому применению. Да и где ставить эти пушки, к какому подразделению «пристегнуть» расчет?

Специалисты ракетных войск и артиллерии сухопутных войск предполагают, что по одному взводу, вооруженному такими пушками, можно было бы придать зенитным дивизионам. Так же, как сегодня к подобным дивизионам приданы боевые расчеты переносных зенитных ракетных комплексов. Это вполне вписалось бы в идущую в России реформу армии. В США, кстати, тоже есть подобная зенитная установка -- «Эмиджер». Второе направление -- создание российского истребителя, который сбивал бы дроны обычной картечью.

У современных БЛА много тонкостей. Скажем, если у израильского беспилотника садится аккумулятор, аппарат уходит в сторону и включает бензиновый двигатель, на валу которого генератор для зарядки аккумулятора. Беспилотники, хотя это звучит несколько парадоксально, опасны еще и своей дешевизной. Так или иначе, но пока бороться с БЛА, по сути, нечем. Слабые попытки что-то сделать в этом направлении только подтверждают сложность положения.

При этом совершенно ясно, что средства борьбы с БЛА -- новый перспективный вид оружия. Следовательно, появится и новый сегмент рынка оружия. В России уже есть заявки на такого рода противосредства, но они пока очень дорогие. Для изготовления чего-то принципиально нового пока нет ни финансов, ни кадров. Не обозначено производство таких средств и в программах вооружений, рассчитанных на перспективу.

Николай ПОРОСКОВ