Потепление французско-турецких политических отношений привело к тому, что крупнейший в мире перепродавец газа -- GDF Suez -- опять собирается вести переговоры о вхождении в газопроводный проект Nabucco. Вчера президент французской компании Жерар Местралле заявил, что компания готова рассмотреть возможность инвестиций в эту трубу, по которой страны ЕС намерены получать значительные объемы газа с Ближнего Востока и из каспийского региона через Турцию. «Некоторые трудности политического плана были устранены, и мы можем рассмотреть это вновь», -- подчеркнул он. При этом вопрос об участии в альтернативном Nabucco газовом маршруте «Южный поток», который продвигает Россия, по словам г-на Местралле, не стоит. «Нельзя быть повсюду», -- пояснил он.
Вместе с тем возрождение интереса французов к Nabucco, направленному на ослабление роли российского газа на европейском рынке, не должно отразиться на переговорах с GDF Suez о вхождении в «Северный поток». Как рассказывал на днях «Времени новостей» вице-президент компании по газовому бизнесу Жан-Мари Доже, пакетные переговоры с «Газпромом» о дополнительных закупках газа (увеличение объема с 1,5 до 3 млрд кубометров), а также технические консультации с E.ON Ruhrgas и Wintershall, которые должны продать GDF Suez по 4,5% акций оператора проекта Nord Stream AG, находятся в финальной стадии.
Два года назад учредители Nabucco Gas Pipeline Company -- австрийская OMV, болгарская Bulgargaz (сейчас Bulgarian Energy Holding), венгерская MOL, румынская Transgaz и турецкая Botas -- вели переговоры о присоединении к проекту компаний из двух ключевых стран ЕС -- Германии и Франции. Gaz de France в итоге сошла с дистанции по политическим мотивам. После признания парламентом Франции геноцида армян Турция, через которую пройдет большая часть газопровода, наложила негласное вето на продолжение переговоров. А немецкая RWE, которая исторически не обременена совместным бизнесом с «Газпромом» (и закупает российский газ только после приобретения чешского газотранспортного хозяйства), стала шестым участником консорциума в начале 2008 года.
Разработчики Nabucco рассчитывают на транспортировку иракского и азербайджанского газа на первом этапе (в 2014--2015 годах по 8 млрд кубометров из каждого источника) и на присоединение к проекту впоследствии среднеазиатских республик, Египта и, возможно, Ирана. Пока никаких гарантий поставок от этих стран нет. Газ должен идти через Турцию и Балканы в Австрию, а затем распределяться по другим странам Европы.
Барьер межгосударственного уровня был преодолен в ходе недавнего визита во Францию президента Турции Абдуллы Гюля. Николя Саркози на встрече выразил надежду на участие французских компаний в Nabucco, приведя в пример GDF Suez. А гость заявил, что не видит никаких препятствий для этого. Через день RWE и OMV выпустили совместный пресс-релиз о том, что они полностью открыты для предложений и будут рады новым участникам. Наконец вчера высказался глава самой GDF Suez.
Очевидно, что принцип паритетного участия останется незыблемым и в случае успешных переговоров каждый из семи участников Nabucco получит примерно по 14,28% акций. Присоединение еще одного крупного потенциального покупателя газа может усилить позиции консорциума на переговорах с поставщиками, но совсем не гарантирует их успех. Особенно с учетом высокой конкуренции за азербайджанский газ и известной военно-политической нестабильности Ирака.
Накануне «Газпром» подписал в Баку небольшой, но знаковый контракт о закупке газа у ГНКАР по формуле, привязанной к цене поставок в ЕС.
Источник «Времени новостей» в «Газпроме» сообщил, что эта французская компания не проявляла интереса к «Южному потоку» и переговоры давно ведутся с госкомпанией Electricite de France. EdF, как сообщалось ранее, может приобрести 10-процентную долю в компании -- операторе морского участка газопровода South Stream AG у итальянской Eni. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил на прошлой неделе, что российский концерн в любом случае сохранит в проекте 50%. Впрочем, процесс присоединения EdF к «Южному потоку» находится на той же стадии, что и GDF Suez по отношению к Nabucco, -- интерес к проведению предварительных переговоров.