Время новостей
     N°191, 16 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2009
«Эксперимент прекращается»
В правительстве появилась новая версия отказа от ЕСН
Обнародована новая версия отказа от единого социального налога (ЕСН) и замены его страховыми взносами с более высокими ставками сборов. Оказывается, снижение в 2005 году ЕСН с 35,6 до 26% не имело положительного эффекта ни для бюджета, ни для работников, а лишь нанесло непоправимый ущерб Пенсионному фонду. Все дивиденды достались только предпринимателям, да и то далеко не всем. Такую точку зрения высказал вчера на организованном Торгово-промышленной палатой «круглом столе» директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития Сергей Афанасьев. До сих пор снижение ЕСН никто из правительственных чиновников ошибочным не признавал.

Свое выступление Сергей Афанасьев начал с предупреждения, что «решение о замене ЕСН страховыми взносами принималось всей страной и пересматриваться не будет». Таким образом, он подтвердил слова помощника президента РФ Аркадия Дворковича, который сделал аналогичное заявление в минувший понедельник после встречи предпринимателей с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Сергей Афанасьев согласился с тем, что «в отдельных секторах произойдет увеличение нагрузки на бизнес», но заявил: «Ничего неожиданного в этом нет». До 2001 года суммарные платежи в фонды социального страхования составляли 38%. С 2011 года их предполагается поднять с нынешних 26 до 34%. Поэтому, по мнению представителя Минздравсоцразвития, компаниям будет все равно легче, чем до начала налоговой реформы.

Сергей Афанасьев признал, что одной из причин провала реформы ЕСН стало то, что Федеральная налоговая служба за эти годы так и не взяла на себя бремя персонифицированного учета социальных платежей. Но самым неправильным, по его мнению, шагом было решение снизить с 2005 года платежи в фонды социального страхования.

Таким образом, уверен Сергей Афанасьев, произошло «сокращение налоговой нагрузки за счет интересов работников». В результате только Пенсионный фонд недополучил за эти годы свыше 3,3 трлн руб. Если бы у него были эти деньги, то каждому пенсионеру можно было бы поднять пенсию на 600 руб. в месяц. При этом, по данным Минздравсоцразвития, роста доли фонда заработной платы в общих расходах компаний не произошло. То есть от снижения налогов не выиграли и работники. Не изменились и масштабы использования различных «серых» схем. И лишь прибыль прибыльных организаций возросла с 24 до 29% ВВП.

«Эксперимент прекращается», -- подвел итоги реформы ЕСН Сергей Афанасьев. Он признал, что многим предприятиям станет труднее работать. Но для них государством предусмотрены определенные компенсационные меры. Так, снижена ставка налога на прибыль на 4 процентных пункта, разрешено большую часть расходов относить на себестоимость -- тем самым автоматически снижаются изъятия по налогу на прибыль.

Директора департамента Минздравсоцразвития не смущает тот факт, что едва ли не наиболее пострадавшим в результате увеличения размеров социальных взносов станет малый бизнес. Он уверен, что если мы хотим, чтобы размеры выплат из социальных фондов у всех были равными, то и взносы в них также должны быть одинаковыми. Отдельным категориям малых предприятий -- например, плательщикам единого сельскохозяйственного налога, инвалидным организациям -- меры поддержки уже предусмотрены. «По остальным решение не принимается сознательно», -- заявил г-н Афанасьев. Он обратил внимание, что за последние годы число занятых в малом бизнесе увеличилось с 3 до 12 млн человек, а общее количество рабочих мест в стране как было 60 млн, так и осталось. Из этого чиновник делает вывод, что рост малого бизнеса связан исключительно с искусственным дроблением крупного. «Три четверти предприятий малого бизнеса не имеют к нему никакого отношения», -- уверен представитель Минздравсоцразвития.

Своим выступлением г-н Афанасьев вызвал настоящий шквал возмущения со стороны присутствовавших на «круглом столе» предпринимателей, обрушившихся на правительство, единственным представителем которого в зале был делегат от Минздравсоцразвития. Председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев обратил внимание, что кроме роста страховых платежей ожидается масштабное увеличение транспортного налога, тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги. «На фоне разговоров о поддержке малого бизнеса потихонечку одной рукой за счет бизнеса увеличивается доходная часть чиновничьего аппарата», -- возмутился г-н Агеев.

«Бизнес получил серьезный удар под дых, -- заявил председатель комитета ТПП по инвестиционной деятельности Антон Данилов-Данильян. -- Это преступное решение было всеми воспринято как ухудшение инвестиционной привлекательности России. Мы едва ли не единственная страна, которая в условиях кризиса увеличивает налоговую нагрузку». По мнению экономиста, это решение закрепляет сложившуюся структуру российской экономики. Он уверен, что определенное количество инновационных предприятий переведет свою бизнес-отчетность в Прибалтику или на Тайвань. Прогноз об уходе инновационного бизнеса за границу полностью поддержал представитель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Сергей Зорин, предположивший, что основным лозунгом у нас становится тезис: «Стране нужны трубы и сварщики».

Руководитель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей, глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили обратил внимание, что если в начале 90-х годов молодые люди мечтали о малиновых пиджаках, а девушки -- о панели, то «сейчас все хотят стать мытарями, работниками милиции и прокуратуры», которые заняты преимущественно проверками бизнеса. «Теперь все пожелают работать еще и в Пенсионном фонде», -- предположил бизнесмен и в качестве конструктивного предложения рекомендовал для решения проблемы нехватки денег у государства не увеличивать налоги, а сократить вдвое госаппарат и расходы.

Из других рекомендаций, озвученных участниками «круглого стола», можно назвать идею исполнительного вице-президента РСПП Федора Прокопова ввести регрессивную школу социальных взносов для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (чтобы решить проблему нехватки кадров и заинтересовать работать дольше); ввести равную шкалу сборов для всех предприятий, в том числе малых, частных предпринимателей и предприятий без образования юридического лица (чтобы обеспечить принцип равенства при выходе на пенсию); разделить нагрузку социальных платежей поровну между работодателем и работником. Антон Данилов-Данильян предложил сократить НДС, увеличить пенсионный возраст, шире проводить приватизацию и брать займы, ускорять инвестиционные и инновационные процессы и «таким образом увеличивать массу нашего бизнеса и налогов».

Опрошенные «Временем новостей» эксперты также не верят, что снижение ЕСН могло навредить государству, и уверены, что повышение социальных сборов не принесет ему облегчения. «Снижение ЕСН не уменьшило поступления в социальные фонды. Даже если предположить, что упали темпы прироста этих платежей, то это произошло не из-за снижения ставки, а потому что эффективный механизм сбора этого налога государство так и не придумало», -- уверен директор отдела налогообложения компании «Грант Торнтон» в России Дмитрий Рувинский. А вот от перевода «черных» и «серых» зарплат в «белые», по его мнению, выиграли все: «Это повысило уверенность граждан в завтрашнем дне, улучшило их кредитный рейтинг». Для государства же польза была в том, что из тени вышла значительная налогооблагаемая база, да и в целом произошло улучшение инвестиционного климата в стране.

«Возможно, снижение ставок ЕСН в 2005 году и не принесло того положительного результата, которого ожидали, -- рассуждает главный консультант аудиторской компании МКПЦН Елена Козлова. -- Однако введение страховых взносов для ряда категорий предприятий приведет к более значительному увеличению нагрузки, чем она была до начала налоговой реформы». В частности, компании, применяющие специальные режимы налогообложения (особенно УСН и ЕНВД), в настоящее время освобождены от уплаты ЕСН, но исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. С 2011 года ставка страховых взносов для таких плательщиков возрастет до 34%, то есть произойдет увеличение нагрузки более чем в два раза, напоминает эксперт.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Социальная реформа