|
|
N°191, 16 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пустота по-американски
«Частная жизнь Пиппы Ли» на московских экранах
Пиппа Ли (Робин Райт Пенн) -- красивая и умная 50-летняя женщина, абсолютный идеал жены писателя, вот только доставшаяся при этом издателю Хербу (Алан Аркин) -- говорухинско-крымовского склада мужчине, старше ее на 30 лет. У них двое детей -- дочь Грейс (Зуи Казан), ставшая фоторепортером в горячих точках, и сын Бен (Райан Макдональд), рыхлый очкарик без определенных вроде бы занятий.
В свое время Пиппа (урожденная Саркисян) родилась, покрытая белым пухом, который, правда, вскоре исчез. Ее мать (Мария Белло), выглядевшая абсолютно как типичная статистка из фильмов Джона Уотерса, воображала себя героиней рекламных роликов и плотно сидела на стимуляторе декседрине, отчего у нее постоянно менялось настроение, но зато не возникало никаких проблем с уборкой.
В какой-то момент Пиппа ушла из дома, пошла по богемным рукам и в конце концов встретила своего Херба, чтобы к полувековому юбилею перебраться из Нью-Йорка в маленький городок в штате Коннектикут -- мир тонометров, тщательно закрашиваемых пигментных пятен и декоративных приусадебных мухоморов, по сравнению с которыми любые садовые гномы покажутся как минимум Давидом. В итоге когда Пиппе надоело быть «женщиной-загадкой» (вдобавок еще обнаружилось, что муж изменяет с нестарой поэтессой; в ее роли -- Вайнона Райдер), она решила вспомнить бурную молодость и начала вновь курить, а потом по уши влюбилась в соседа (Киану Ривз), который в свое время хотел стать монахом-иезуитом, но не прошел экзамены, носит на груди огромную татуировку со Спасителем, жалеет чужих собак и тоже хочет изменить свою жизнь -- даром что младше Пиппы на 15 лет.
Фильм Ребекки Миллер (дочери знаменитого драматурга Артура Миллера и супруги отличного актера Дэниэла Дей-Льюиса) поставлен по ее собственной книге. (Роман вышел на русском языке; в принципе он неплох -- как высказывался один из героев фильма по отношению к другому произведению, «отличное летнее чтиво для богатых людей в отпуске».) Это вполне себе качественное «независимое» (понять бы еще от чего) кино. Все очень недурно сыграно (сам факт, что Киану Ривз, Джулианна Мур, Вайнона Райдер или Моника Беллуччи появляются здесь в ролях в лучшем случае второго плана, заставляет как минимум задуматься), весьма качественно снято и вообще производит впечатление достойной во всех отношениях работы.
Проблема только в одном -- абсолютно невозможно понять, почему за частной жизнью Пиппы Ли в принципе нужно наблюдать. Это какой-то даже не частный, а деепричастный случай, из которого при всем желании невозможно сделать мало-мальских выводов, а в последнее время фильмы подобного рода оставляют непонятно откуда взявшееся ощущение, что в них может быть хоть немножко дидактики и морали. О том, что в американской провинции дела идут далеко не всегда как по маслу и по-настоящему творческому (или просто живому) человеку там живется не особенно хорошо, уже было сказано не раз -- догадаться об этом можно было много лет и фильмов назад. То, что никогда не поздно начать жизнь заново, тоже сюжет не самый эксклюзивный. Уж лучше бы на самом деле поучали, чем рассказывали истории, которые появляются на свет непонятно зачем. Потому что весь смысл судьбы Пиппы Ли как-то удручающе-компактно укладывается в одну-единственную фразу из «Карлсона»: «Гордая юная (пусть не телом, но душой) девица улетает далеко-далеко».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ