|
|
N°191, 16 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прогулки выходного дня
Галереи Подмосковья ждут взыскательных гостей
Петербургские коллеги искусствоведы Станислав Савицкий и Глеб Ершов регулярно отправляются на пленэр ради ориентирования на местности в поисках забытых артефактов. Свои концептуальные акции они называют «прогулки за искусством». Полноценные прогулки за искусством сегодня могут совершить и москвичи. Достаточно вычертить по карте правильный маршрут по Рублево-Успенскому и Ильинскому шоссе. Две галереи Подмосковья приглашают на выставки, что удовлетворят вкусу самых взыскательных эстетов.
В галерее «Наши художники», которая находится в деревне Борки по Рублевскому шоссе, открыта монографическая экспозиция пейзажиста Николая Крымова. Она приурочена к 125-летию художника и стала завещанием скончавшегося через несколько дней после вернисажа искусствоведа Ивана Порто. Порто был лучшим в мире знатоком и исследователем творчества великолепного пейзажиста Крымова. Помимо подготовки выставки (совместно с хозяйкой галереи Наталией Курниковой) он издал к открытию каталог-резоне работ художника. Лежащий на полке при входе в галерею фолиант может быть оценен как научный подвиг, ведь наследие Крымова рассредоточено не только по известным музеям, но и по многим частным собраниям. Каталогизировать его архитрудно.
На выставку Порто отобрал произведения из 20 частных коллекций. Особое впечатление производят ранние символистские холсты, где чащи, озера, горы видятся словно сквозь марево полупрозрачного велума. Этот гобеленный, тканый эффект с картиной мира, будто вышитой на волшебном холсте, удержится в зрелом стиле мастера, в котором явлены высшие достижения его тональной системы, предполагающей точное соответствие колорита светосиле запечатленных образов. Холсты второй половины 1910--1920-х годов -- апофеоз светоносной живописи Крымова. Любопытно глядеть на его подготовительные рисунки: будущие тональные зоны пейзажа он распределял сегментами наподобие маленьких подушечек, которые потом «сшивал» кистью в целое. Гобеленный тканый принцип оказался востребованным. Следствие его -- погружение глаза в глубокие тональные гроты, дно которых выстлано темным бархатом.
Вторая экспозиция -- на параллельном Рублевскому Ильинском шоссе. Там, в деревне Дмитровское, открылся выставочный зал «Гридчина», названный по фамилии владельца-художника. В отлично дизайнерски устроенном пространстве будут выставлять работы известных мастеров contemporary art. Зал дополнен мастерской, которую обещают предоставлять художнику на время подготовки выставки: «Гридчина» -- и галерея, и артлаборатория.
Первый ее гость -- один из лучших российских экспонентов Третьей Московской биеннале Дмитрий Гутов. При участии куратора Михаила Сидлина он подготовил проект «Рисунки Рембрандта». Художник обращается к своему ноу-хау -- принципу параллакса, предполагающему постоянное изменение изображения при движении зрителя. Из самого что ни на есть демократического вторсырья -- старой металлической проволоки, сеток и труб -- он создает инсталляции, ошеломляющие своей маэстрией. Сетки, трубы, проволоку Гутов сваривает точно по линиям рембрандтовских рисунков. Каждый увеличен в металле в 100 и более раз. Косная, инертная масса оживает, следуя мельчайшим нюансам невесомого движения гениального пера. Свершающееся на глазах при перемещении зрителя развитие изображения в глубину (тот самый параллакс) объясняется мощной глубиной самого металлического рельефа. Каждое мгновение -- новые впечатления. Гутов совершенным произведением сделал, по сути, процесс, труд рождения образа как такового. Рабочее движение не только материи, но и глаз с мыслью.
Своей экспозицией Гутов установил в новой галерее такую высокую планку мастерства, что мы вправе ждать от «Гридчины» не менее веских поводов для будущих загородных прогулок.
Сергей ХАЧАТУРОВ