|
|
N°191, 16 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ненужные акции
Госбанки не хотят становиться совладельцами «АвтоВАЗа»
Главы Минпромторга и Минэкономразвития Виктор Христенко и Эльвира Набиуллина до 10 ноября доложат премьер-министру Владимиру Путину результаты выработки мер по улучшению ситуации на «АвтоВАЗе». Об этом вчера сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. «В настоящее время при активном участии представителей Минпромторга комиссия под председательством Шувалова и различные ведомства активно работают над возможностью активизации шагов по «АвтоВАЗу». Результаты этой работы планируется доложить премьеру до 10 ноября», -- сказал г-н Песков РИА Новости.
В последние дни активно обсуждается возможность спасения автогиганта путем привлечения к процессу банков-кредиторов -- Сбербанка и ВТБ -- для конвертации долга «АвтоВАЗа» в акции. Впрочем, вчера председатель правления Сбербанка Герман Греф дал понять, что банк не намерен становиться совладельцем автогиганта. «Мы не рассматриваем конвертацию. Мы сейчас вместе с «АвтоВАЗом» работаем над созданием антикризисной программы», -- сказал он. В ВТБ «Времени новостей» сказали, что придерживаются позиции Сбербанка в этом вопросе. Впрочем, есть и другой вариант -- выкуп Внешэкономбанком (ВЭБ) облигаций автозавода на 40 млрд руб. Как вчера сообщил ВЭБ, в настоящее время эта тема обсуждается в рамках рабочей группы по разработке программы развития отечественного автомобилестроения под руководством министров Христенко и Набиуллиной.
Как следует из материалов «АвтоВАЗа» к недавнему заседанию комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, автозаводу требуется докапитализация на 70 млрд руб. Эта сумма необходима для погашения 54 млрд руб. текущей задолженности, а также для начала реализации инвестпрограммы в размере 9,5 млрд руб. и компенсации отрицательного денежного потока в 2010 году, который компания прогнозирует на уровне 2,8 млрд руб. Без учета предлагаемой докапитализации долговая нагрузка компании составит на конец текущего года почти 84 млрд руб. (с учетом долга «Ростехнологиям» в 25 млрд руб.). Задолженность «АвтоВАЗа» перед банками составляет 42 млрд руб., говорил в начале сентября президент автогиганта Игорь Комаров. Из этой суммы долг перед Сбербанком на конец сентября составлял 14 млрд руб. При этом, как сообщал ранее глава банка г-н Греф, Сбербанк готов принять участие в финансировании «АвтоВАЗа» после того, как изучит бизнес-план и программу реструктуризации завода.
В свою очередь в комментариях замглавы Минпромторга Андрея Дементьева по ситуации в Тольятти говорится, что долговая нагрузка «АвтоВАЗа» на 1 января 2010 года прогнозируется в объеме 76,32 млрд руб. (без учета кредиторской задолженности перед поставщиками в размере 9,76 млрд руб.). «Менеджмент «АвтоВАЗа» видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации -- капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд руб. через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», -- говорится в сообщении, размещенном на сайте министерства в среду поздно вечером. Но, по мнению ВЭБа, капитализация долга «АвтоВАЗа» -- «последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса», отмечает г-н Дементьев. По его словам, ВЭБ настаивает на коммерческой реструктуризации долгов на максимальную сумму, «допустимую финансовыми показателями предприятия», а оставшаяся часть может быть капитализирована «при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета».
«Существующий партнер в лице Renault, несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров «АвтоВАЗа» и готовность передавать некие технологии, не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства», -- считает г-н Дементьев. Таким образом, как резюмируют в Минпромторге, без решения проблемы долгов, реструктуризации производственных мощностей и построения «эффективной продуктовой стратегии» оказание госпомощи «АвтоВАЗу», касающейся передачи социальных объектов в госсобственность и поддержки сокращенных сотрудников завода, не имеет смысла, поскольку «возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность» оказывается под сомнением.
Как сообщалось, в первом полугодии 2009 года «АвтоВАЗ» в десять раз, до почти 20 млрд руб. увеличил убыток из-за значительного снижения продаж и производства автомобилей. Выручка от реализации упала почти вдвое -- до 53,1 млрд рублей.
Ирина ЦЫРУЛЕВА