|
|
N°192, 19 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Партизанскими тропами
Лидеры Сербии и России вспомнят былые сражения
Завтра в Белград прибудет с визитом российский президент Дмитрий Медведев. Его сербский коллега Борис Тадич еще в августе пригласил российского лидера «совместно отметить в октябре 2009 года 65-ю годовщину освобождения сербской столицы от фашистских захватчиков». 20 октября 1944 года югославские партизаны и советские войска в ходе совместной операции освободили Белград.
После того как Красная армия в августе 1944 года форсировала Дунай, Гитлер приказал основным силам вермахта на Балканах отойти в Венгрию и закрепиться на новых оборонительных рубежах. Чтобы воспрепятствовать этому, а также перерезать важнейшие транспортные коммуникации, советское командование решило нанести удар по немецким частям, находившимся на территории Югославии, и освободить ее восточные и южные районы. Белградская операция была согласована с командующим Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ) Иосипом Броз Тито. Будущий руководитель социалистической Югославии даже вылетел 21 сентября 1944 года в Москву, где обговорил все вопросы со Сталиным.
Наступление началось 28 сентября и проходило на фронте шириной 300 километров, в том числе по труднодоступным горным районам. К 10 октября части Красной армии вышли в долину реки Морава и соединились с югославскими частями. Штурм города начался 14 октября и продолжался неделю.
В Югославии никогда не подвергали сомнению подвиг Красной армии. «Но в то же время югославы избегали таких громких формулировок, как «нас освободил советский солдат». Они чаще говорили о «содействии» и «братской помощи» Советского Союза. После распада Югославии подобные оценки сохранились», -- напомнил «Времени новостей» один из ведущих экспертов по истории Югославии и Сербии Института славяноведения РАН Александр Карасев. Югославы наравне с советскими воинами геройски сражались против фашистов.
Дискуссии продолжаются вокруг роли различных групп в освободительном движении, в частности вокруг движения сербских четников-националистов под командованием Драголюба (Дражи) Михайловича. Партизаны Иосипа Броз Тито обвиняли их в сговоре с немцами и в закулисных маневрах с западными союзниками. После войны Дража Михайлович был расстрелян как предатель. «Сегодня споры вокруг роли «коммунистов» и «националистов» активизировались, но они не сопровождаются умалением роли Красной армии в освобождении Югославии», -- рассказывает российский ученый.
По свидетельству эксперта Исторического института в Белграде Славомира Станоевича, «имеющие место в Сербии претензии к СССР по второй мировой войне связаны не с собственно Белградской операцией, а с тем, что поддержка Красной армии помогла партизанам расправиться с внутренними оппонентами». «После освобождения Белграда югославская армия развернула масштабную операцию по разгрому Михайловича. В результате его силы отступили в Австрию и Италию, а власти освобожденной Югославии стали однозначно ориентироваться на Москву», -- подчеркнул он в беседе с нашей газетой.
Сербский эксперт добавил, что «в послевоенные годы руководство социалистической Югославии активно использовало историю освобождения страны в политико-пропагандистских целях для укрепления главного принципа тех лет: братства и единства народов многонациональной страны». По словам нашего собеседника, «иногда эти усилия вызывали иронию в югославском обществе». К примеру, торжества по случаю очередной годовщины освобождения Югославии, когда власти страны наградили новую группу партизан, стали поводом для появления анекдота про американца, русского и югослава, поспоривших, чьи леса дремучее. Американец рассказал про леса в Скалистых горах, где можно неделю плутать, пока найдешь выход. Русский напомнил про тайгу, где можно месяц искать дорогу. Однако спор выиграл югослав. Он заявил, что югославская «шума» (лес по-сербски) настолько дремучая, что партизаны как ушли туда в 1941 году, так до сих пор и выходят один за другим для получения орденов и медалей. А в качестве подтверждения спорщик включил телевизор, где маршал Тито как раз награждал очередных партизан...
Вопрос о роли СССР в освобождении Югославии неожиданно приобрел новое звучание в начале 1997 года, когда Белград охватили массовые демонстрации против режима Слободана Милошевича. Их возглавили лидеры «Демократической оппозиции Сербии» во главе с будущим сербским премьером, прозападно ориентированным Зораном Джинджичем, который на волне выступлений стал мэром столицы. Он распорядился переименовать ряд белградских улиц, в том числе носивших имена Красной армии и советского военачальника Владимира Жданова. «Но эти решения не несли особой антироссийской направленности и служили скорее пропагандистским обеспечением очередного этапа борьбы с Милошевичем», -- подчеркивает Славомир Станоевич.
Эта борьба тогда успехом не увенчалась. Оппозиционеры увлеклись внутренними разборками, и через четыре месяца коалиция распалась, а Зорана Джинджича убили националисты в 2003 году. А после обострения косовского конфликта, бомбардировок Югославии силами НАТО в 1999 году и отстранения от власти Милошевича в 2000 году белградская топонимика вообще отошла на второй план.
Напомним, что 4-й Гвардейский механизированный корпус генерал-майора Владимира Жданова, чьим именем была названа одна из улиц столицы, сыграл главную роль в штурме Белграда. Характерная деталь: Жданов приказал советским танкистам «взять на борт» воинов первого пролетарского корпуса югославской армии. Так что советские и югославские войска ворвались в Белград одновременно. Югославские разведчики предоставили советскому командованию план города с отмеченными огневыми позициями немцев. Владимиру Жданову было присвоено звание «Народный герой Югославии» вместе с еще 12 советскими военнослужащими. Еще 2 тыс. участников Белградской операции были награждены югославскими орденами и медалями.
Побывавший в начале октября в Москве глава МИД Сербии (распад Югославии начался в начале 1990-х годов и завершился в 2006 году) Вук Еремич подтвердил намерение сербских властей вернуть белградским улицам имена Красной армии и генерала Жданова. Сомневаться в этом нет оснований, ведь на карте Белграда по-прежнему присутствуют имена других руководителей Белградской операции -- советских военачальников маршалов Федора Толбухина и Сергея Бирюзова.
Петр ИСКЕНДЕРОВ