Главным аргументом в диалоге властей и торговцев с Черкизовского рынка становится ОМОН
Столичным предпринимателям весьма наглядно продемонстрировали, что для городских чиновников и правоохранителей постановление правительства Москвы и слово Юрия Лужкова важнее судебных вердиктов. Применением силы и массовыми задержаниями закончилась вчера попытка бизнесменов и работников Черкизовского рынка возобновить торговлю.
Элементы провокации, впрочем, присутствовали с обеих сторон. Торговцы пытались пробиться к рабочим местам, аргументируя свое право возобновить торговлю ссылками на то, что 15 октября истек срок действия судебного постановления о закрытии Черкизовского. Милиционеры из УВД по Восточному административному округу стойко держали оборону территории рынка и направляли возмущенных в префектуру округа, по дороге к которой предпринимателей вылавливали бойцы ОМОНа. Задержания прекратились лишь после того, как на месте появился префект ВАО Николай Евтихиев, который предложил собравшимся не бунтовать, а обращаться за трудоустройством в городские службы занятости.
Напомним, что
Черкизовский рынок -- самая крупная оптово-розничная торговая площадка Москвы -- был закрыт 29 июня из-за нарушений санитарных норм и правил торговли. 15 июля Измайловский суд Москвы вынес решение приостановить торговлю на рынке на три месяца. Вчера мораторий на работу Черкизовского де-юре истек, поэтому формальных препятствий для продолжения торговой деятельности для рыночников, по их мнению, не было.
Накануне предприниматели создали профсоюз, благодаря которому, по мнению лидера инициативной группы Черкизовского рынка Леонида Развозжаева, «голос предпринимателей в разговоре с властью будет звучать убедительнее». «Мы создали профсоюз, который поможет нам защитить свои права», -- говорил предприниматель собравшимся. Сейчас в профсоюзе около 500 человек, но, по прогнозам г-на Развозжаева, численность профорганизации рыночников может увеличиться до 100 тыс. человек -- именно столько, по оценкам властей, работало на Черкизовском, хотя сам предприниматель оперирует вдвое большей цифрой. «Все доведены до ручки, поэтому такие планы не кажутся невыполнимыми», -- утверждает г-н Развозжаев.
Предприниматели начали подтягиваться к прежнему месту работы к восьми утра 15 октября, и уже через час на площади возле рынка «Новый АСТ», входящего в структуру большого Черкизовского, собралось более 500 человек, среди которых были и арендаторы, и производители товаров, и продавцы. Правда, пройти в здание рынка им не удалось -- на пути уже стояли сотрудники милиции. На призывы правоохранителей разойтись рыночники отвечали категорическим отказом. Напротив, они требовали от милиционеров пустить их на рынок, напоминая о том, что срок действия судебного постановления о временной приостановке работы Черкизовского рынка уже истек. Предприниматели надеялись, что к ним выйдет хотя бы представитель администрации рынка.
Неизвестно, сколько продолжалось бы это противостояние, если бы не реплика заместителя начальника милиции общественной безопасности УВД по Восточному округу Александра Сергеева. Он объявил бизнесменам, что они «собрались незаконно», и посоветовал обращаться за разъяснениями в префектуру или мэрию Москвы. Отчаявшись добиться аудиенции с представителями управляющей компании, рыночники решили последовать совету блюстителя порядка и пойти с вопросами к префекту Евтихиеву. Растянувшись на километр, толпа предпринимателей в сопровождении сотрудников милиции двинулась по Щелковскому шоссе в сторону метро «Черкизовская» и префектуры.
«Правильно, пусть они (чиновники. --
Ред.) видят, сколько людей голодает», -- сказала, показывая на толпу, одна из предпринимательниц. Однако стройной колонной бизнесмены шли недолго -- напротив стадиона «Локомотив» рыночной процессии перекрыли дорогу автобусы с ОМОНом, бойцы которого тут же начали производить задержание. Первым в милицейский автобус угодил лидер инициативной группы Развозжаев, которому впоследствии было предъявлено обвинение в «организации несанкционированного митинга». Вслед за ним в «пазик» попало еще несколько членов инициативной группы, в том числе и женщин. Заметно поредевшая группа предпринимателей двинулась дальше, однако метров через триста снова натолкнулась на ОМОН. Правоохранители начали второй этап задержания, в результате которого в милицейских автобусах оказалось около 30 человек, включая нескольких журналистов, в том числе и фотокорреспондент «Времени новостей» Кирилл Каллиников.
Впрочем, вскоре выяснилось, что власти не ставили целью задерживать всех поголовно и даже сделали вид, что готовы к диалогу с предпринимателями. После отъезда автобусов с милицией на обочине Щелковского шоссе перед несколькими десятками разозленных бизнесменов появился префект Восточного административного округа столицы Николай Евтихиев. Он с ходу заявил, что «как только узнал о том, что творится, вырвался с совещания в мэрии и прилетел сюда». Из его пламенного выступления следовало, что действия милиционеров префект если не одобряет, то уж точно не осуждает, потому что акция рыночников «была несанкционированна». К тому же выступления предпринимателей не только несанкционированны, но и бессмысленны -- все решения по рынку уже приняты, и приняты первым лицом Москвы.
«Я официально заявляю, что рынка тут больше не будет никогда! Что бы вам кто тут ни говорил, вам все врут», -- расставил точки над i Николай Евтихиев. По его словам, у рыночников не было оснований для того, чтобы выходить «на работу», поскольку префект «неоднократно заявлял, в том числе и в СМИ, что рынок закрыт раз и навсегда». «Черкизовского не существует с начала сентября по решению межведомственной комиссии правительства Москвы. Итоговый документ подписан Лужковым», -- подчеркнул г-н Евтихиев.
Примечательно, что префект старался не вдаваться в юридические тонкости и игнорировал неоднократные вопросы, в том числе и от журналистов, о новом судебном постановлении, которое должно продлить мораторий на работу рынка. Зато г-н Евтихиев с удовольствием рассказывал о планах. Префект заявил, что на территории Черкизовского рынка появится «четыре жилых дома для преподавателей РГУФК (Российский государственный университет физкультуры и спорта. --
Ред.), гостиница для заочников, детский сад, школа, первый в нашей стране стадион для регби и три розничных торговых центра». «Часть территории будет отдана под заповедник усадьбы Измайлово. Чуть южнее уже в следующем году будет начато строительство четвертого транспортного кольца. Вдоль него и будет построено три торговых центра», -- добавил префект, напомнив, что 80% земли под рынком -- собственность РГУФК, и лишь пятая часть принадлежит городу.
Под конец г-н Евтихиев напомнил, что в службах занятости Москвы на сегодняшний день «есть 1,5 тыс. вакансий в сфере торговли». «Вы не будете продавать свой товар, а будете просто продавцом. Приходите и устраивайтесь», -- предложил префект одной из предпринимательниц. Понятно, что такие ответы не могли удовлетворить предпринимателей. Но спорить с чиновником бизнесмены не стали, попросив хотя бы освободить задержанных. Тут г-н Евтихиев продемонстрировал рыночникам, что тоже умеет торговаться. «Давайте так. Вы сейчас расходитесь и спокойно уезжаете по своим делам, и мы их отпускаем», -- предложил он. «Шантаж!» -- хором крикнули рыночники. Но через какое-то время все же разошлись.
Не исключено, впрочем, что уже сегодня акции предпринимателей повторятся, а милиционерам придется вновь оформлять протоколы об административных правонарушениях за участие в несанкционированных митингах и пикетах. Ведь власти так до сих пор толком и не смогли продемонстрировать юридически полноценный документ, на основании которого торговля на Черкизовском должна быть полностью свернута. Пока чиновники префектуры ВАО ссылаются лишь на некий протокол межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при столичном правительстве. И прикрываются словом мэра Лужкова о том, что Черкизовский рынок работу не возобновит.
Сотрудники правоохранительных органов склонны винить г-на Развозжаева в том, что он втравил своих коллег в авантюру. Однако провокации явно были и с противоположной стороны. Мониторящий ситуацию с Черкизовским рынком член Общественной палаты Александр Брод считает, что предприниматели стали жертвами «межведомственной неразберихи» и были введены в заблуждение. «Поскольку нового постановления о приостановке работы рынка не было, формально они действительно могли выйти на работу», -- сказал он корреспонденту «Времени новостей». «Накануне они ходили в прокуратуру (Москвы. --
Ред.), где им также сказали, что формально никаких препятствий для работы рынка нет», -- утверждает представитель Общественной палаты. При этом всем пострадавшим в процессе жесткого задержания г-н Брод рекомендует обращаться в травмопункты, а затем в суды. «Повод для этого есть», -- заявил он после встречи с задержанными.