Время новостей
     N°191, 16 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2009
От Хельсинки к Астане
К своему председательству в ОБСЕ Казахстан готовит амбициозные инициативы
Казахстану, возможно, предстоит «повторить судьбу» Финляндии образца 1975 года. Тогда небольшое европейское государство собрало за одним столом представителей противоборствующих блоков. В итоге появились Хельсинкские соглашения, определившие развитие не только Европы, но и всего мира на несколько десятилетий вперед. Об этом напомнил российский политолог Юрий Солозобов, выступая на «круглом столе» «Инициативы Казахстана по формированию новой системы международной безопасности», состоявшемся 14 октября в РИА Новости в рамках широких российско-казахстанских экспертных консультаций.

В 2010 году Казахстану предстоит председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), про которую в последние годы все чаще говорят, что она «выдохлась», «исчерпалась» в плане инициатив, «зациклилась» на узкоспециализированных и ведомственных вопросах. Все это, как считает сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Мурат Лаумулин, делает председательство в ОБСЕ нелегким делом, требующим системных инициатив для перезагрузки системы европейской безопасности.

Вместе с тем, по мнению советника комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД Республики Казахстан Александра Синяговского, ОБСЕ для его страны не «табула раса», на которой она будет писать новую европейскую историю. Казахстанцы с уважением относятся к тем механизмам безопасности, которые уже созданы. Но ясно отдают себе отчет и в необходимости их модернизации.

В частности, он отметил, что Астана выступила за разработку нового универсального договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. «Если сгруппировать все наши инициативы, то основными можно назвать вопросы ядерного нераспространения и снижения ядерной угрозы, адаптации ДОВСЕ, вопросы стабилизации ситуации в Афганистане, создания условий для кооперации международных организаций, развитие межнационального и межконфессионального диалога», -- подчеркивает Синяговский.

Похоже, «дух Астаны», равно как и «дух Хельсинки», заключается не только в том, что Казахстан предлагает существенно обновленные принципы взаимопонимания и мира, но и в том, что на этой переговорной площадке уже сейчас усаживаются за один стол НАТО и ОДКБ, ОБСЕ и ШОС. Предстоящее в 2011 году председательство Казахстана в Организации Исламская конференция еще более расширит круг этих организаций. Многого ожидают от запланированной в 2010 году в Астане конференции ОБСЕ по афганской проблеме, от которой, без преувеличения, зависит, будут ли в будущем сотрудничать разные международные объединения во имя общей безопасности.

Говоря об инициативах Казахстана, нельзя не упомянуть об идее энергетической безопасности и Евразийском пакте безопасности энергопоставок. Как подчеркнул сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС при Московском государственном институте международных отношений Леонид Гусев, во время председательства в ОБСЕ Казахстан серьезно займется проблемой международных транспортных и энергетических коридоров.

На сегодня актуальность казахстанских предложений, как отметил директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, заключается еще и в том, что Запад находится в замешательстве -- слишком решительным оказался отход Обамы от исчерпавших себя доктрин, связанных с деятельностью НАТО, а принципиально новых, внеблоковых критериев безопасности западные политики и военные еще не сформировали.

Так что казахстанские инициативы по международной безопасности оказались весьма кстати в контексте глобальной перезагрузки отношений между Востоком и Западом. Как отметил директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов, многовекторный характер внешней политики Казахстана способен сыграть важную роль в инициировании реальной работы по модернизации системы международной безопасности.

Сергей СМИРНОВ