|
|
N°102, 10 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турист сменил связиста
Кадровые перестановки в «Транстелекоме»
Пресс-служба ЗАО «Транстелеком» в конце прошлой недели обнародовала результаты завершившегося 5 июня заседания совета директоров компании. Поскольку открылось это заседание еще 23 мая, его смело можно считать одним из самых долгих рабочих совещаний в новейшей истории российского бизнеса. В результате напряженной работы совет директоров понизил президента «Транстелекома» Виктора Ратникова до вице-президента, а на его бывшее место назначил ранее неизвестного в связистских кругах Сергея Липатова. Созданы также предпосылки для перехода «Транстелекома» из-под крыла МПС в ведение Министерства связи.
«Транстелеком», созданный в 1997 году, был любимым детищем бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко. Министерство связи под руководством Леонида Реймана также всегда было очень неравнодушно к деятельности этой компании (но только не любило ее так сильно, как железнодорожники, а совсем наоборот). По замыслу г-на Аксененко «Транстелеком» должен был стать вторым национальным оператором дальней связи в России, а в перспективе, после приватизации, обеспечить МПС возврат вложенных инвестиций. 49% акций «Транстелекома» были зарезервированы для продажи будущему стратегическому инвестору. Однако в начале февраля 2002 года, уже при новом министре путей сообщения Геннадии Фадееве, этот план был похоронен, а 49-процентный пакет поделен между железными дорогами страны.
Сейчас функцию оператора дальней связи в нашей стране монопольно исполняет АО «Ростелеком», контрольный пакет акций которого принадлежит холдингу «Связьинвест», контролируемому в свою очередь государством. «Транстелеком» в принципе тоже государственное предприятие, но «проходит по другому ведомству»: его акции распределены между 17 железными дорогами России. Поэтому Министерство связи никогда особенно не благоволило своим коллегам железнодорожного происхождения. Затратив около 800 млн долл. бюджетных средств, «Транстелеком» проложил вдоль железнодорожного полотна оптоволоконные линии, соединяющие практически всю Россию (71 из 89 существующих регионов). Но, несмотря на покровительство г-на Аксененко, так и не смог пробить через Минсвязи полный комплект лицензий, который позволил бы использовать эту сеть для оказания любых коммерческих услуг связи. Сейчас «Транстелеком» в основном удовлетворяет технологические потребности железных дорог. Ряд доходных сфер телекоммуникационного бизнеса (например, коммерческий телефонный трафик) для него закрыт.
После отставки г-на Аксененко в январе этого года по рынку поползли слухи, что «Ростелеком» при поддержке Минсвязи намерен поглотить потенциального конкурента. Гендиректор «Ростелекома» Сергей Кузнецов 3 июня прямо сказал на пресс-конференции, что рассматриваются разные варианты объединения его фирмы с «Транстелекомом». Вместе с тем он признал наличие определенных препятствий на этом пути. Во-первых, надо еще договориться с нынешними совладельцами «Транстелекома» -- администрациями железных дорог. Во-вторых, «Ростелеком» хотел бы совершить покупку не по какой угодно, а по приемлемой цене. (В планы Кузнецова явно не входит компенсировать все 800 млн долл., ассигнованных МПС на прокладку оптоволоконной сети.)
Кадровые решения, принятые на рекордно долгом заседании совета директоров «Транстелекома» на прошлой неделе, облегчают решение двух указанных выше задач. (Кстати, длительность заседания в компании объясняют тем, что часть директоров голосовала заочно. Можно допустить, что и некие непростые переговоры имели место в его рамках.)
В результате было решено разделить посты президента и председателя правления, которые до того совмещал Виктор Ратников. Профессиональный связист Ратников, 15 лет поднимавшийся по карьерной лестнице на Центральном телеграфе, остался председателем правления и первым вице-президентом. Ему предложено сосредоточиться на проблемах технического развития компании.
А президентский пост достался человеку, далекому от связи, зато, как это модно в последнее время, «силовику питерского происхождения». Сергей Липатов действительно родился в городе на Неве, а после получения филологического образования долго работал на различных должностях под крышей «Интуриста». В 2000 году был назначен заместителем начальника финансово-экономического управления Федеральной службы налоговой полиции России. В 2001 году он вернулся к курортно-туристической проблематике. С того времени и до перехода в «Транстелеком» он трудился в Москве представителем города Сочи в ранге замглавы городской администрации.
Совет директоров также предложил изменить состав совета государственных представителей в «Транстелкоме». Сейчас в нем работают исключительно сотрудники МПС. Если своевременное предложение будет одобрено государством, то в совет войдут делегаты других заинтересованных ведомств -- Минсвязи, ФАПСИ, Минимущества и Минэкономразвития.
Михаил КУКУШКИН