|
|
N°102, 10 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нашествие народных песен
В Москве прошел международный фестиваль «Что этНо?»
Реестр больших московских джаз-, рок- и поп-фестивалей на открытом воздухе пополнился еще одним, получившим гордое имя «Первый московский международный фестиваль этнической музыки «Что этНо?». Оказалось, народную музыку в различных некорневых вариантах (world, world beat, ethnotronic, этно-джаз) можно нынче играть на открытом воздухе при большом количестве народа, заплатившего деньги за вход. И даже привлечь богатого спонсора -- Chesterfield. Обычно этнические концерты спонсируются общественными организациями, посольствами, фондами и т.д. То есть теми, кто «заботится о сохранении культуры своего народа». Тем символичнее, что именно «Честер» раскрутили на деньги -- значит, бизнесмены если и не нашли в этнике коммерческого интереса, то сочли такую музыку привлекательной для широкой публики. Оказалось также, что этнофестиваль можно распланировать на полсуток, с полудня до полуночи, как какое-нибудь «Нашествие». Правда, пришлось завершить действо на час раньше, и завершить довольно некрасиво -- в тот момент, когда только начали совместное выступление Леонид Федоров, Сергей Старостин и «Волков-трио», на сцену неожиданно поднялся худрук фестиваля Николай Дмитриев и сообщил это пренеприятнейшее известие. Для организаторов явилось сюрпризом, что в Москве нельзя играть музыку на улице после 23.00. Еще один «организационный облом» постиг актера и режиссера Сергея Бодрова, который пришел на фестиваль с ребенком. Их не пустили -- на мероприятия, спонсируемые алкогольными и сигаретными компаниями, вход лицам моложе 18 лет запрещен. Если не учитывать этих неприятностей, можно сказать, что фестиваль удался. И даже кратковременные осадки не стали помехой -- ей богу, для концерта лучше небольшой дождь, чем палящее июльское солнце.
В программе не было однозначного хедлайнера, звезды world music -- Дживан Гаспарян, Инна Желанная, группа «Ашхабад» -- были разнесены во времени. Вокалист и исполнитель на народных духовых Сергей Старостин стал «сквозным» участником, сыграв и в своем родном «Альянсе», и с Аркадием Шилклопером, и с «Волков-трио».
Довольно бледно, как ни странно, смотрелся экстравагантный горловой певец Болот Байрышев. Выступавший одним из первых, он оказался плохо озвучен, да и зрителей к тому моменту собралось мало. Правда, Болот «отыгрался», исполнив номер с группой «Волга», -- там его нечеловеческое обертоновое пение пришлось очень кстати. «Волга» играет «завернутую» электронику с русским народным вокалом певицы Анжелы Манукян (если и есть на земле «плавильный котел» народов, то это -- Москва). Это сейчас называют etnotronic -- этника плюс электроника. Не могу судить о «продвинутости» электронной составляющей в их музыке, но это явно не привычный тупой world beat, когда барабанная «бочка» подкладывается под незатейливый народный мотивчик. И получается «прикольно». Но современные деятели этнотроники «прикалываться» явно не хотят -- они искренне ищут живую и плодотворную, а не оскорбительно-китчевую связь народной и электронной музыки. Пользуясь современным инструментарием, деятели этнотроники по ходу дела буквально реализуют интересный принцип: чтобы голос звучал как инструмент, а инструмент -- как голос. Так, например, лидер молдавского «Тригона» Александр Мурзак играл на скрипке через «примочку», на выходе получая протяжный вздох-стон-крик. Так что ухищрения современной умной техники в общем-то не особенно противоречат в этом смысле всяким дудочкам с птичьими голосами, на которых играли наши далекие предки.
Александр БЕЛЯЕВ