|
|
N°190, 15 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шажок к либерализации
Минску не нужны пошлины и надбавки
Белоруссия выступает за расширение Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Об этом заявил вчера в Минске первый замминистра иностранных дел Белоруссии Игорь Петришенко в ходе заседания комиссий Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС: «Таможенный союз становится привлекательным и для других стран. В частности, интерес проявила Киргизия. Уже создана рабочая группа по рассмотрению участия этой страны в этой организации». В ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Белоруссия, Россия и Казахстан намерены сформировать Таможенный союз к 1 января 2010 года, однако на пути реализации этой идеи остаются препятствия. В частности, Москва намерена добиваться унификации ввозных пошлин на легковые автомобили при создании Таможенного союза. «Надо поддерживать своего производителя. Для России это очень важно», -- заявил в Минске член российского Совета Федерации, председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС по агропромышленной политике, природопользованию и экологии Анатолий Васьков.
Вопрос о пошлинах на автомобили является проблемой с момента создания российско-белорусского союза в середине 1990-х. В этом вопросе интересы Минска и Москвы расходятся, поскольку в отличие от России Белоруссия не производит легковые автомобили. «В России на многие виды автомобилей действуют запретительные пошлины. Введение аналогичных пошлин в Белоруссии убьет вторичный автомобильный рынок и приведет к подорожанию новых импортных автомобилей примерно на 30%», -- сказала «Времени новостей» замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
По мнению эксперта «ВН», унификация пошлин с Россией была бы оправдана лишь случае создания в Белоруссии сборочных производств мировыми производителями автомобилей. Однако эффективность создания таких производств для обеспечения небольшого белорусского рынка сомнительна: «Если Минск пойдет на унификацию пошлин на автомобили, он станет заложником России, которая всегда будет пытаться иметь заградительные пошлины».
Белорусская сторона намерена продолжить переговоры по этому вопросу, чтобы прийти к взаимоприемлемому решению. Замглавы международной комиссии белорусского парламента Игорь Карпенко вчера сообщил: «Создается наднациональная структура -- комиссия Таможенного союза, она и будет определять эти ввозные пошлины. Прорабатывается механизм, проблема будет решаться... Есть все рычаги, чтобы вести диалог и договариваться по теме таможенных пошлин».
Одновременно Минску приходится двигаться в направлении либерализации экономики и выполнять условия, на которых белорусское правительство получило кредиты МВФ и Всемирного банка. Вчера было официально опубликовано постановление правительства, отменяющее с 28 октября предельные розничные торговые надбавки на все товары, за исключением 50 социально значимых. До сих пор государство не разрешало устанавливать торговые надбавки, превышающие 30--60% от стоимости товара у производителя.
«Это лишь легкий шажок в сторону либерализации цен. Правительство оставило за собой возможности вмешиваться в ценообразование», -- заметил «ВН» глава исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По мнению эксперта, резкого роста цен не произойдет, если правительство откажется от протекционистской защиты национальных производителей на внутреннем рынке.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск