|
|
N°190, 15 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дипломатический футбол
Президент Армении приехал в Турцию на матч
Турцию вчера впервые посетил президент Армении. Примерно в пять часов вечера по московскому времени в находящемся в 25 км от Мраморного моря турецком городе Бурса армянский гость Серж Саргсян и его турецкий коллега Абдуллах Гюль начали обсуждать тет-а-тет за рабочим ужином двусторонние отношения. К десяти вечера два лидера в сопровождении своих министров иностранных дел Эдварда Налбандяна и Ахмета Давутоглу, а также нескольких десятков журналистов, включая около 30 армянских, собирались отправиться на стадион имени Ататюрка на матч сборных двух стран по футболу в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года.
Это была ответная встреча. Первую, состоявшуюся 6 сентября прошлого года в Ереване, армянская сборная проиграла со счетом 0:2. Сейчас обе сборные уже потеряли шансы на выход в финальную часть чемпионата. Так что о спортивной стороне дела вспоминают в основном в связи с «футбольной дипломатией», положившей начало нормализации двусторонних связей.
Учитывая отсутствие турнирной интриги, турецкий госминистр Фарук Челик заявил, что нынешняя встреча стала «важной с точки зрения не столько спортивной составляющей, сколько отношений между двумя государствами». МИД Турции, указав на символическое значение визита г-на Саргсяна «в связи с тем, что это первая поездка президента Армении в нашу страну», подчеркнул, что визит «обеспечивает возможность контактов на высшем уровне».
Год назад в Армению по приглашению г-на Саргсяна на совместный просмотр матча впервые приехал президент Турции. По окончании той встречи гость пригласил г-на Саргсяна в Бурсу. Президент Армении ответил, что примет приглашение при условии открытия армяно-турецкой границы. Но хотя граница пока не открыта, в начале недели г-н Саргсян заявил, что не видит серьезных причин отклонить предложение турецкого президента. Дело в том, что 10 октября в Цюрихе министры Налбандян и Давутоглу подписали «Протокол об установлении дипломатических отношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», в которых, как напомнил г-н Саргсян, «нет никаких предварительных условий».
В начале следующей недели парламенты двух стран начнут дебаты по ратификации подписанных протоколов, тогда как среди законодателей и в Армении, и в Турции много их противников. В Армении националистическая партия «Дашнакцутюн» перешла из правительственной коалиции в оппозицию и призывает сорвать ратификацию. В той же Бурсе накануне матча активисты ряда турецких политических партий провели митинг протеста против протоколов, после чего там ввели беспрецедентные меры безопасности.
Турция после провозглашения Арменией в 1991 году независимости обусловливала двустороннюю нормализацию отказом Еревана от попыток добиться международного признания геноцида армян в Османской империи в годы первой мировой войны и от поддержки Нагорного Карабаха. Анкара требовала вывода армянских сил «со всех оккупированных территорий Азербайджана». Из-за карабахского конфликта совместная граница протяженностью 330 км была закрыта турками в 1993 году. Теперь она может быть разблокирована в течение двух месяцев после ратификации армяно-турецких протоколов.
«Даже если парламенты Армении и Турции одобрят эти протоколы, положительные изменения в экономике, развитии коммуникаций, дипломатических, политических отношений не будут скорыми и явными», -- заметила «Времени новостей» координатор программ ереванского Института гражданского общества и регионального развития Шушан Хатламаджян. Она полагает, что «руководители обеих стран движутся «на волне» американской инициативы по налаживанию максимально возможного сотрудничества в регионе». Однако «руководство Армении не обладает в этом смысле достаточной поддержкой внутри страны и -- особенно если говорить о проблеме геноцида армян -- в диаспоре». По ее словам, существенная часть армянского общества «не в восторге от того, что нормализация происходит без признания Турцией своей вины не только за трагические события начала ХХ века, но и за совсем недавние. Так, из текста протоколов явствует, что стороны решили открыть границу, но непонятно, что ее закрыла именно Турция».
По оценке политолога, «у руководства Турции тоже нет уверенной поддержки внутри страны». По этой причине высокопоставленные официальные лица в Анкаре «хотят увязать открытие границы, да и в целом процесс нормализации отношений с Арменией с процессом урегулирования карабахской проблемы». «Они в последнее время часто выступают с противоречащими друг другу заявлениями. Если эти заявления перейдут в политическую практику, темп развития армяно-турецких отношений замедлится», -- считает г-жа Хатламаджян.
Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван, Александр САМОХОТКИН