|
|
N°190, 15 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вместо коронации
Накануне финиша сезона приходится всерьез думать о будущем
В этом году финальный этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» в очередной раз поменял страну пребывания. Переезд в Абу-Даби -- отличный ход для раскрутки нового автодрома «Яс Марина», но может выйти так, что первая гонка в Арабских Эмиратах пройдет в «выставочном» режиме, и от нее уже ничего зависеть не будет. Конечно, для кого-то это будет еще одна возможность набрать побольше очков да занять место повыше в итоговой таблице чемпионата, но главный вопрос -- кому достанется чемпионский титул, может решиться уже в ближайшее воскресенье. Поэтому бразильская гонка вслед за своей японской сестрой, также когда-то имевшей честь венчать сезон в «Формуле-1», несмотря на изменившийся порядковый номер, все равно может оказаться решающей.
Шансы претендентов занять престол известны хорошо, их сильные и слабые стороны разобраны до винтика не раз, и особого смысла добавлять градус в и без того подогретое событие нет. Вообще же в ожидании развязки хочется не гадать снова на трех королей, метящих в тузы, раскладывая пасьянсы возможных результатов на двух оставшихся этапах, а взяться за более масштабную задачу и, попробовав заглянуть в недалекое будущее, присмотреться к сезону следующему. Тем более что поводов к этому было в последнее время предостаточно.
Состав участников, календарь и изменения в правилах -- эти три загадки разной сложности приходится решать организаторам и участникам Больших призов каждый год. Пока что «мудрецам» из Международной автомобильной федерации, отвечающим за проведение чемпионата, удалось более-менее разобраться с двумя последними из них. Как известно, в результате тяжелых боев между ФИА и командами, объединившимися в собственную ассоциацию ФОТА, едва не обернувшимися расколом «Формулы», технический и спортивный регламент на будущий год претерпит незначительные изменения.
Яблоко раздора -- идея с добровольно-принудительным ограничением бюджетов -- так и осталось дозревать где-то в недрах федерации, и от всех предложений, путаных формулировок, двойных правил, взбудораживших весной «Большой цирк», остались лишь жалкие крохи, вмещающиеся в объем одного абзаца. Самое существенное и интересное изменение -- отмена дозаправок во время гонок. Обязательное использование разного типа шин в ходе Гран-при, как это было в этом году, сохраняется, но теперь смена резины не будет привязана к стратегии дозаправок, и гонщики смогут более вольно распоряжаться пит-стопами, что по идее должно разнообразить их тактический арсенал. К тому же теперь командам придется заботиться об экономии топлива без возможности модернизировать двигатели, спецификации которых заморожены еще на два года. Легкая коррекция в сторону увеличения минимально разрешенного веса болидов небольшая подмога для инженеров, которым придется готовить машины к новым условиям. Поэтому ситуации, когда тому или другому гонщику не хватило горючего дотянуть до финиша, будут не так уж и редки.
Относительная определенность наступила и в календаре будущего сезона. Пока из 19 этапов, запланированных в 2010 году, под сомнением только один: организаторы Гран-при Канады до сих пор не подписали соглашение с главным промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Вновь нас ожидает новинка: Южная Корея, давно входящая в число крупнейших автопроизводителей, решила обзавестись собственным Большим призом. С добавлением еще одной азиатской страны впервые в истории Королевских гонок количество европейских этапов стало меньше, чем Гран-при, проводящихся за пределами Старого Света. Если вспомнить, что на подходе еще и Индия, а на многих автодромах Европы наблюдается заметный отток болельщиков, то у «Большого цирка» существует реальная угроза превратиться в редкое для европейского зрителя зрелище.
Однако это не самая страшная беда, подстерегающая «Формулу-1» в ближайшее время. Кризис, подкосивший автопроизводителей, никак не угомонится, поэтому предсказать, сколько команд начнет следующий сезон, не берутся даже люди, хорошо осведомленные во внутрикомандных делах. Если БМВ уже официально объявил об уходе из мира Больших призов, то ситуация с принадлежащей концерну командой пока до конца неясна. Второй владелец конюшни и ее основатель Петер Заубер пытается продлить жизнь своего детища и активно ищет покупателей. Судя по всему, столь же плачевная судьба ожидает и команду еще одного столпа мирового автопрома. Руководство «Тойоты» пока отмалчивается, не подтверждая, но и не опровергая слухи о прекращении финансирования своего спортивного отделения. Но по косвенным признакам японцы идут по пути, проторенному в прошлом году их соотечественниками из «Хонды». Состав пилотов на следующий год не объявлен, контракт с «Уильямсом» на поставку двигателей расторгнут, и хотя «Тойота» оставила подпись под договором согласия, гарантирующим ее участие в чемпионатах до 2012 года, затраты на поддержание команды в любом случае окажутся больше выплаты неустойки, предусмотренной за преждевременный уход.
Абсолютный туман повис и над новобранцами, которых весной призвал в ряды «формульной армии» президент ФИА Макс Мосли. Для некоторых из них влиться в высший эшелон автогонок задача практически невыполнимая. С финансами сейчас тяжело всем, но одно дело поддерживать на плаву уже существующий проект и совсем другое начинать его практически с нуля, не имея ни опыта, ни технической базы. Хорошо, если из объявленной четверки новичков на старт в следующем сезоне выйдут хотя бы двое. Тогда, возможно, сбудется прогноз Макса Мосли, пообещавшего 11 участников в чемпионате 2010 года.
Дмитрий СИТНИК