Время новостей
     N°190, 15 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2009
Документальное кино -- в люди
15 октября откроется международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»
«Флаэртиана» проходит в Перми уже девятый раз. Для тех, кто еще не знает, этот фестиваль отличается декларативной преданностью тому направлению в кино, которое связано с именем Роберта Флаэрти, знаменитого американского режиссера, снимавшего продолжительные наблюдения над жизнью, где нет места иным средствам выразительности, кроме тех, что предлагает выбранный объект, -- нет ни музыки, ни специально написанного текста, ни прямых интервью. Фильмы, снятые в этой манере, и сегодня в моде, хотя и менее востребованы телевидением, чем популярные нынче расследования или репортажи.

Центральное ядро фестиваля, конечно, конкурсная программа. В этом году она включает 21 фильм со всех сторон света. Есть даже такое экзотическое сочетание, как совместное производство Австралии и Ирака. Германия и Мексика, Китай и Япония, Румыния и Хорватия, Польша и Израиль, Финляндия, Великобритания -- в общем, мир предстанет в многообразии. От России пять картин, и все очень разные. «Аритмия» Светланы Стрельниковой рассказывает про московского врача, работающего на приеме в поликлинике днем, а вечером организующего корпоративные вечеринки; «Занавес» омича Владимира Головнева -- про маленький театр в Ирбите, гастролирующий по деревенским клубам; «17 августа» Александра Гутмана -- история отчаяния и одиночества пожизненно заключенного за тройное убийство человека, чье существование ограничено стенами камеры; «Русский заповедник» краснодарца Валерия Тимощенко -- это почти сказочное путешествие в некоторое царство, некоторое государство, идиллическую деревенскую Русь, где живет поп-философ; а «Глубинка 35x45» Евгения Соломина -- погружение в безвременную, бессобытийную топь сибирской деревни, обитатели которой с большим опозданием приходят сфотографироваться, чтобы обменять свой советский паспорт на новый российский.

Будет очень интересно сравнить и взгляд, и героев в кино отечественном с тем, что видят и показывают кинематографисты других культур. Но конкурс, судить который будет международное жюри под председательством патриарха документалистики Герца Франка, ныне живущего в Израиле, -- это только часть фестиваля, в этом году обещающего небывалую интенсивность.

В отличие от многих других фестивалей «Флаэртиана» придает формированию программ особое значение. Организаторам это кажется столь важным, что в этом году они устроили особый конкурс: студентам и преподавателям всех пермских вузов предложено отсмотреть фильмы из архива фестиваля и составить программы по своему вкусу -- провести эти смотры в начале октября и представить концепции на суд жюри. Авторы лучших программ будут премированы на открытии фестиваля 16 октября. Очень любопытный эксперимент -- вне зависимости от премий он уже показал, что документальное кино может служить не только для упражнений в мастерстве его авторов, но и быть действенным инструментом для познания реальности: молодых людей удалось заставить посмотреть на экран заинтересованным взглядам. Другое дело, что некоторые программы показывают не столько умение видеть, сколько огрехи образования, но тут уж не документальное кино виновато.

Однако вот какие варианты взгляда возникают. Например, у пермского отделения Высшей школы экономики сложилась программа «Гражданское общество. Государство. Гарантии», где речь шла о том, что «создать ответственный бизнес, ответственного гражданина сложно: рабом быть проще, нежели отвечать за свои решения». «Является ли сегодня проблема построения гражданского общества насущной?» -- рассматривать этот вопрос студенты предлагают на материале фильмов Лени Рифеншталь, Дзиги Вертова и наших современников из России, Германии и Голландии. А вот биофак ПГУ предлагает подумать над проблемами возраста, посмотрев фильмы о детях, о подростках, о стариках (с подробностями всех предложений можно познакомиться на сайте фестиваля). Новый подход расставляет и новые акценты -- студентами оказались очень востребованы фильмы молодых документалистов: Андрея Грязнова, Натальи Мещаниновой, Алины Рудницкой, Марии Миро.

Больное место современного российского кино -- сценарий. Почему в литературоцентричной стране так плохо с драматургией, необъяснимо. На «Флаэртиане» решили провести конкурс сценарных заявок -- его судит драматург Александр Гельман в компании писателя Виктора Ерофеева и режиссера Бахыта Килимбаева. С лауреатами заключат контакт на разработку их заявок. Несмотря на то что конкурс был рассчитан в первую очередь на поиск новых талантов, в нем охотно приняли участие многие вполне заслуженные наши документалисты. Победители будут объявлены 20 октября, на закрытии. Тогда же объявят победителя еще одного конкурса «Флаэртиана-онлайн 2009» -- на него принимались любые фильмы, присланные по Интернету, с одним условием -- соответствие эстетическим принципам фестиваля.

Еще на «Флаэртиане» будут показывать проект документального не кино, а театра. Драматург и сценарист Александр Родионов («Сумасшедшая помощь», «Сказка про темноту», «Все умрут, а я останусь») специально приедет в Пермь, чтобы с компанией актеров продемонстрировать очередной этап работы над спектаклем «Мотовилихинский рабочий». Это свободная интерпретация документальных записей, сделанных во время бесед с рабочими знаменитой Мотовилихи, своего рода художественно осмысленный портрет завода... Первая демонстрация материала, сделанная во время фестиваля «Новая драма» вызвала к проекту огромный интерес. Но оправдается ли он дальнейшим развитием?

Президент фестиваля Павел Печенкин -- энтузиаст, он до сих пор верит в то, что документальное кино способно изменить мир или хотя бы сделать зрителя умнее и зорче. Поэтому для него едва ли не важнее всего просветительская роль фестиваля, его воздействие на молодых, на студентов, которые и должны, по его концепции, составлять главную аудиторию. Воспитать зрителя и потом работать в этой новой среде -- задача фестиваля, который вышел из границ экспериментальной лаборатории и сегодня пытается экспериментировать уже со зрителями, приручая и подчиняя их вкусы своим.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино