|
|
N°190, 15 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Институт вибрации
Как в России борются с явлением, приведшим к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
Повышенная вибрация второго гидроагрегата признана одной из главных причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Насколько эффективно в России борются с этим явлением?
Вибрация -- это механическое колебание тела. Непосвященному читателю будет интересно узнать, как много в мире людей, трудовая деятельность которых связана с этим явлением. Миллионы жителей земли занимаются контролем вибрационного состояния зданий, сооружений, машин и оборудования, разрабатывают и изготавливают средства для измерений параметров вибрации, балансировочное оборудование, создают научные институты, учебные центры, исследуют воздействие вибрации на организм человека, разрабатывают нормативные документы и стандарты.
В России также успешно работает технический комитет по вибрации ТК 183 «Вибрация и удар». Число действующих национальных стандартов в этой сфере благодаря усилиям ТК 183, приближается к полутора сотням. Кроме того, в стране функционирует около десятка конкурентоспособных научно-производственных предприятий замкнутого цикла, которые разрабатывают (включая программное обеспечение) и изготавливают средства для измерений параметров вибрации, находящие применение в различных отраслях промышленности.
Спектр контролируемых объектов очень широк. Если говорить только о роторном оборудовании, то это турбины тепловых, атомных и гидроэлектростанций, самолетных двигателей, колесные транспортные средства, валы практически всех типов двигателей, применяемых на суше и на море, карданные валы автомобильного транспорта, валы насосов, вентиляторов, приводов холодильных установок, оборудования для хранения и переработки зерна и многое другое. Из этого краткого обзора становится ясно, что контролировать уровни вибрации необходимо практически повсеместно.
Важно вовремя определять повышение уровня колебаний сверх допустимого значения, найти и устранить причины повышенной вибрации, иначе аварии не избежать. Но, может быть, колебания с амплитудой в несколько десятков или сотен микрон не опасны? Увы, это не так. Последнее печальное событие -- августовская авария на Саяно-Шушенской ГЭС -- не оставляет повода для сомнений. Вибрация -- грозное и опасное явление, которое должно находиться под непрерывным контролем человека.
На СШГЭС повышенная вибрация турбины второго гидроагрегата, возникавшая при изменении режимов его работы, возможно, привела, с одной стороны, к самоотвинчиванию нескольких крепежных гаек, а с другой -- способствовала форсированному разрушению изношенных крепежных шпилек. Этим же летом во Внукове совершил аварийную посадку самолет Ту-204, на борту которого возникли проблемы с датчиком вибрации. Таковы последние факты.
Специалисты в области вибродиагностики и виброремонта со стажем могут часами рассказывать о различных аварийных случаях, имевших место в их работе. Казалось бы, нет причин недооценивать важность проблемы. Но вопросы остаются. Измерительное оборудование, произведенное отечественными и зарубежными изготовителями, исправно поступает на предприятия различных отраслей, но как оно используется? Основу его применения составляют национальные стандарты и устаревшие, давно ждущие содержательной, а не формальной актуализации нормативные документы советских времен. Но чтобы организовать в отраслях эффективный контроль вибрации оборудования, такой основы далеко не достаточно. Для этой цели необходимо иметь аттестованные методики выполнения измерений для каждого типа оборудования. Методики эти должны получить признание экспертного сообщества, пройти процедуру утверждения в системе «Ростехрегулирования» и быть известны всем участникам рынка. Возможно, их следует привести в актуализированных отраслевых правилах безопасности. При ином подходе неизбежны ошибочные оценки и рост в целом по стране рисков появления аварийных ситуаций.
Федеральные структуры должны взять на себя организацию единого методологического подхода к контролю вибрации в отраслях. Для выполнения этой работы, вероятно, стоит привлечь ведущих специалистов страны в области вибродиагностики. Это сотрудники научно-исследовательских институтов, органов и испытательных лабораторий по оценке соответствия в области виброметрии, разработчики и изготовители основного оборудования, а также средств виброметрии, ведущие специалисты отраслей, участники ТК 183, члены общественного совета по вибрации, созданного в свое время при РАО "ЕЭС России". С разделом монополии эта общественная организация утратила былой вес и возможность оказывать научно-методическую помощь предприятиям отрасли.
Не способствует в полной мере повышению безопасности применения машин и оборудования состояние федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов. Так, только что принятый «Технический регламент по безопасности машин и оборудования», а также «Технический регламент по безопасности колесных транспортных средств» не содержат требований по обеспечению вибрационной безопасности. При этом в некоторых позициях регламентов изложены самые общие требования по обеспечению безопасности, а вся ответственность за полноту учета возможных рисков перекладывается на проектировщика (разработчика) и изготовителя. Основополагающий технический регламент по вибрационной безопасности даже не включен в статью 9 федерального закона «О техническом регулировании» в качестве одного из первоочередных технических регламентов. Эти факты говорят о методических издержках ФЗ «О техническом регулировании», допускающего пропуск серьезных рисков.
Дополняет общую картину недостаточного внимания к проблеме контроля вибрации в промышленности состояние основополагающих нормативно-правовых документов. Так, в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (документ «Ростехрегулирования»), а также в перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (документ «Ростехнадзора»), средства виброметрии не вошли. По этой причине их не оказалось также в областях аккредитации органов по оценке соответствия в системе сертификации ГОСТ Р.
Справедливости ради необходимо отметить, что за последние годы в системе «Ростехнадзора» разработано несколько нормативных документов, в которых приводятся требования по контролю вибрационного состояния конвейеров и некоторых видов горношахтного оборудования. Но пока это капля в море. При этом недопустимо, чтобы такие документы создавались в интересах какого-либо производителя либо вообще разрабатывались одним из производителей продукции.
Вероятно, настало время обсуждению вопроса о создании национального института вибрации. Иметь специализированный НИИ в каждой отрасли накладно, но создать один межотраслевой НИИ, организовать его взаимодействие с федеральными структурами, курирующими соответствующие отрасли, вполне реально и полезно.
Такой НИИ мог бы по заказу федеральных структур и предприятий выполнять научные исследования и разработки, оказывать необходимую методическую помощь предприятиям отраслей, осуществлять подготовку и аттестацию специалистов (в том числе международного уровня), формировать обязательные (в рамках технических регламентов) и инновационные требования к продукции и т.п.
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС государство должно отчетливо осознать, как важно для предотвращения несчастья учитывать все известные и просчитываемые риски. Вибрация -- из их числа.
Владимир НЕЙМАН, кандидат технических наук