Время новостей
     N°189, 14 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.10.2009
Поле смыслов
Экспозиция «Забота» в Выставочном зале Армянского переулка
Основной проект Московской биеннале бьет рекорды посещаемости. Этот сам по себе отрадный факт все же имеет негативное последствие: по-настоящему интересные камерные выставки имеют мало шансов быть увиденными и оцененными по достоинству. Задача -- обратить на них внимание. В частности, на выставку молодого куратора Марии Чехонадских «Забота».

Прежде всего «Забота» -- это кардинально новый для современной московской художественной сцены проект. Благодаря ему, например, становится понятно, что многообещающие «молодые звезды», такие, как художники Арсений Жиляев, Михаил Лылов, Иван Горшков, сама куратор Мария Чехонадских, -- это новая «воронежская волна». Все четверо родились в этом городе. Стенд воронежского Центра современного искусства был недавно представлен на альтернативной художественной ярмарке «Универсам», а сами художники участвовали в выставке «Машина и Наташа», что проходила в артцентре Проект Фабрика и была подготовлена Арсением Жиляевым. Опрокинулась южнорусская волна, подходит самарская, но воронежская скорее всего будет самая сильная, по крайней мере сейчас такой прогноз вполне себя оправдывает.

Помимо открытия нового месторождения талантов, «Забота» интересна еще и темой. Это высказывание в жанре лэнд-арт, предполагающем работу с природным контекстом, с землей. Долгое время изучая теорию лэнд-арта, начиная еще с американских классиков жанра Смитсона и Оппенгейма, куратор поставила следующую задачу: артикулировать возможность существования этого локального в хронотопе направления здесь и сейчас. Зародившись в ходе серьезного спора концептуального искусства 60-х с коммерциализированной критикой, лэнд-арт существовал на как бы независимой от художественной инфраструктуры территории абсолютной свободы. Похоже можно рассматривать и поле деятельности появившейся в советское время московской группы «Коллективные Действия» (в данном случае «поле» понимается и в буквальном смысле: акции проходили на подмосковном пленэре). "КД" благодаря лэнд-арту уходили от репрессивной социальной действительности, американские же коллеги рефлексировали на тему коммерциализации модернистского искусства.

«Забота» ставит ряд вопросов как перед авторами, так и перед зрителями. Это вопросы об упущенных возможностях современного искусства в некогда аграрном государстве, это вопросы о частной собственности, государственности и приватизации, и, что само главное, вопросы о возможности ненасильственного вмешательства художника в контекст природного. Само слово «культура» изначально связано с возделыванием почвы. Эта постромантическая метафора «окультуривания» естественного как насилия над свободной территорией, над субъективностью, над чем-то изначально невинным, сложная этика отношений с окружающей средой послужила главной темой высказывания художников.

Пленэр, документация которого представлена на выставке, состоялся в заповеднике «Дивногорье» воронежской конечно же области. Этот заповедник давно освоен туристическим бизнесом, превращен в настоящий корпоративный бренд. И именно момент потребления природы и соответственно культуры подвергался пластическому осмыслению. Так, например, Арсений Жиляев расстелил коврик и отдыхал на нем два дня, после чего представил в качестве объекта след вытоптанной травы под ковриком как результат невозможности не только непосредственного вмешательства, но и несанкционированного безвредного присутствия человека. Михаил Лылов высказался на тему абсурдности и искусственности института частной собственности в аграрном труде: вырастил на грядках салат, окружив побеги забором, а затем, разрушив его, совершил кражу у самого себя. Другие инсталляции не менее интересны. Среди них -- скульптура из подручного материала Ивана Горшкова, огромный инвайронмент в форме знака «@» Егора Кошелева, маркирование меловыми супремусами Надежды Бушеневой выжженной возделыванием почвы, документация придуманных Александрой Сухаревой альтернативных туристическим «заповедных» маршрутов, пластические интервенции в природный ландшафт Александра Повзнера... На выставке можно увидеть фото и текстовую документацию множества работ. Конечно, во время огромной биеннале эта тонкая по смыслам и сдержанная по презентации выставка рискует остаться незамеченной. Жаль...

Андрей ПАРШИКОВ
//  читайте тему  //  Выставки