|
|
N°102, 10 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российским чиновникам напишут словари
Думцы в пятницу взялись за русский язык, решив детально прописать его статус как государственного в специальном законе. Взялись настолько жестко, что полпред президента в Думе Александр Котенков, прочитав только первую статью в законопроекте, заявил, что у него возникло единственное желание: «стать смирно, руки по швам».
При этом ни в одной статье закона не разъясняется суть термина «государственный». 27 его авторов -- депутаты фракций «Единство» и КПРФ -- ограничились описанием сфер, в которых государственный русский язык должен применяться в обязательном порядке, а также намекнули на те слова, которым в русском государственном не место. Судя по перечисленным сферам, авторы ведут речь о той части огромного словарного запаса, которую уместно использовать в государственном управлении, деловой переписке, законодательстве, судопроизводстве. При этом они строго запрещают использовать «оскорбительные слова в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан», а также «нецензурные слова и выражения» и иностранные слова, имеющие аналог в русском языке.
Борис Надеждин попросил авторов сообщить статистические данные, которые бы доказывали, что в официальных документах на территории России кем-то и когда-то были использованы «нецензурные слова». «Статистики нет, -- ответил один из авторов депутат Алексей Алексеев (фракция «Единство»), -- но проблема серьезная». Как эта проблема проявляется в содержании официальных документов, г-н Алексеев не уточнил. Но подчеркнул, что неподобающие слова и выражения нередко вылетают из уст граждан, облеченных властью, что будет недопустимо после того, как закон вступит в силу. Слова, допустимые к употреблению в русском государственном, будут установлены в специальных словарях, порядок утверждения и издания которых определит правительство.
Полпред президента Александр Котенков высказался категорически против такого подхода, который фактически запрещает чиновникам говорить и думать теми словами, которых не окажется в специальных словарях. А депутат Сергей Митрохин (фракция «Яблоко») предположил, что «Пушкин перевернется в гробу, когда узнает, что русскому языку теперь будут учить по словарям, составленным и утвержденным чиновниками». Г-н Митрохин обратил внимание на то, что изучение русского государственного языка объявляется повсеместным и обязательным, при этом нормы установят в словарях, одобренных правительством для делопроизводства.
В условиях многонациональной страны это может обернуться тем, что россияне, для которых русский язык не родной, будут изучать не «великий и могучий русский язык», а лишь его канцелярскую часть. Но такой государственный язык вряд ли справится с другой конституционной задачей -- служить средством межнационального общения.
Виктор ХАМРАЕВ