Время новостей
     N°188, 13 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2009
Осторожно, двери закрываются
Защитники прав потребителей призывают Московский метрополитен бороться с травматизмом
Поездка в столичной подземке, особенно в час пик, может не только испортить настроение, но и закончиться травмой -- статистика департамента здравоохранения Москвы свидетельствует о росте подобных происшествий в последние годы. Снизить вероятность инцидентов с пассажирами намерено Общество защиты прав потребителей (ОЗПП). Активисты этой организации потребовали у руководства подземки оборудовать станции так, чтобы здоровье граждан реже подвергалось опасности. Старые тяжелые и тугие двери и турникеты с металлическими лопастями предлагается заменить, дисциплину персонала повысить. Кроме того, от администрации метро требуют более внимательно относиться к жалобам пострадавших и не доводить до суда каждое требование о компенсации.

Данные статистики за последние годы приводятся в пресс-релизе, распространенном вчера ОЗПП. Защитники потребителей, ссылаясь на департамент здравоохранения Москвы, утверждают, что в 2006 году врачебные бригады скорой помощи выезжали в столичный метрополитен к пострадавшим с травмами 1038 раз. «В 2007 году количество таких выездов незначительно снизилось -- до 989, но зато в 2008 году число пострадавших от травм выросло до 1568. За первое полугодие 2009 года число выездов составило уже 745», -- говорится в пресс-релизе. В ОЗПП убеждены, что «при сохранении такой динамики число пострадавших в московском метро в текущем году будет в любом случае не ниже, чем в прошлом».

Дабы повысить уровень безопасности и оградить пассажиров от травм, защитники потребителей требуют от руководства Московского метрополитена провести техническую реконструкцию входных дверей на станциях метро и вагонов в поездах, турникетов и эскалаторов, повысить квалификацию и дисциплину работников станций. И начать с дверей, демонтировав опасные распашные конструкции. «Старые входные двери соответствовали стилю архитектуры сталинской эпохи, -- говорит руководитель ОЗПП Михаил Аншаков. -- Когда они строились, проектировщики не руководствовались соображениями безопасности, да и пассажиропоток был меньше. В современных условиях техническое обеспечение должно меняться. Тем более что заменить одну дверь не стоит ни огромного труда, ни серьезных финансовых затрат».

Не только травмоопасность технического оборудования подземки, но и юридическая сторона проблемы безопасности пассажиров беспокоит правозащитников. Как заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Аншаков, «главное, что нас возмущает: метрополитен никогда не выплачивает компенсаций пострадавшим, а направляет их в суды. Люди, естественно, дорожат своим временем, и многие предпочитают не тратить его на судебные разбирательства».

Не получившие материального возмещения граждане направляют свои жалобы в ОЗПП и просят помочь в судебном разбирательстве. Так, сейчас представители Общества защиты прав потребителей отстаивают в Мещанском суде интересы 70-летнего москвича, ставшего инвалидом из-за травмы, полученной им в метро. Направляясь к выходу из вестибюля станции метро «Крылатское», он поскользнулся на месте, где была разлита краска, и ударился головой о бетонный пол. Злополучную краску, как уверяют юристы ОЗПП, не убрали вовремя работники станции. Однако в метрополитене не признали свою вину. «Они сказали, что должны убирать два раза в день, и их не волнует, что происходит между тем», -- говорит г-н Аншаков. Так или иначе, в итоге пенсионер получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и гипертонический криз. Теперь он плохо себя чувствует. «Несмотря на очевидную вину подземки в происшедшем и наличие доказательств, Московский метрополитен отказывается решать вопрос в досудебном порядке, а также всячески затягивает судебное дело», -- говорится в пресс-релизе ОЗПП.

В пресс-службе метрополитена отказались комментировать «Времени новостей» проблему травматизма под землей, сославшись на то, что сейчас руководство готовит информацию, касающуюся обеспечения безопасности. Она будет оглашена в ближайшее время. Однако если метрополитен не пойдет навстречу, правозащитники, как уверяет г-н Аншаков, не отступятся от своих целей. «Мы будем проводить экспертизу и рассчитывать кинетическую энергию дверей (такие методики есть) и подадим в суд», -- говорит председатель ОЗПП.

Напомним, что в ноябре прошлого года с требованиями усилить меры безопасности в метро выступила Генпрокуратура РФ. В связи с участившимися случаями падения людей на пути надзорным ведомством была инициирована проверка, после которой прокуроры Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Нижегородской, Самарской областей направили в местные суды заявления с требованиями дополнительно оборудовать платформы перегородками, отделяющими перрон от путей. Но иски прокуратуры не были удовлетворены. Мещанский суд Москвы, например, разрешил столичному метрополитену не устанавливать «ширмы» на действующих станциях, поскольку они были построены много лет назад и такие ограждения не вписываются в конструкцию. Правда, столичные метростроевцы все же отреагировали на требование прокуратуры. Руководитель московской подземки Дмитрий Гаев позже заявлял, что на станциях проектируемого третьего пересадочного контура московского метро появятся платформы закрытого типа, которые как раз будут отделены от путей пластиковыми щитами.

Дарья ЛУГАНСКАЯ