В туркменских коридорах власти зреют громкие скандалы, чреватые серьезными последствиями для энергетической политики в каспийском регионе и перспектив строительства трубопроводов для экспорта каспийских углеводородов на мировые рынки. Как стало известно «Времени новостей» из осведомленных источников в нефтегазовой сфере Туркмении, обнаружена фальсификация данных о разведанных и извлекаемых запасах газа на Иолотано-Яшларской группе месторождений. Выяснилось, что широко разрекламированные запасы туркменских газовых кладовых завышены по крайней мере в два-три раза.
Как известно, в 2008 году английская компания Gaffney, Cline and Associates опубликовала данные аудита газового месторождения «Южный Иолотань -- Осман». Согласно этим данным, как сообщало агентство Bloomberg, месторождение получило официальный статус «супергигантского», его запасы оценивались в 6 трлн кубометров. Это почти в два раза больше, чем разведанные запасы Штокмановского месторождения в России (3,7 трлн кубометров). Такие данные приводил в феврале 2009 года на конференции в Лондоне менеджер Gaffney, Cline and Associates по бизнес-развитию Джим Джиллет.
В начале октября туркменские власти рапортовали о подтверждении оценок английской компании. Как сообщал интернет-сайт «Туркменистан.ру», об этом свидетельствовали результаты бурения трех скважин, находящихся в зоне месторождения «Южный Иолотань -- Осман», «получены миллионные дебиты газа, а первая поисковая скважина на месторождении «Минара» дала промышленный приток газа дебитом свыше 4 млн кубометров в сутки».
Еще спустя пару дней выяснилось, что запасы газа переоценены в несколько раз. Обнаружилось это, как сообщают источники "Времени новостей" из Ашхабада, случайно, в результате запроса, полученного туркменскими властями от некоторых западных компаний с просьбой подтвердить данные аудита месторождений. Эти компании намеревались принять участие в тендере на освоение новых месторождений. А одним из условий участия согласно туркменскому законодательству было обязательное приобретение пакета документов с техническими характеристиками стоимостью несколько сотен тысяч долларов. Но некоторые чиновники из туркменского нефтегазового комплекса успели подсуетиться и "втемную" продать западникам некоторые данные из этого пакета.
Видимо, анализ этих данных насторожил западные компании. Как заметил ашхабадский источник «Времени новостей», предоставленные материалы, очевидно, были изложены столь непрофессионально, что покупатели заподозрили неладное. Когда эта информация докатилась до властей, начался скандал. Дело в том, что предоставить другие, компетентно изложенные данные, видимо, оказалось невозможно. Что касается английской кампании Gaffney, Cline and Associates, то, по мнению нашего собеседника в Ашхабаде, упрекнуть ее можно только в том, что она не сообщила, на основе каких данных проводила свои исследования. Скорее всего ее экспертов власти страны не допустили к самостоятельному анализу результатов бурения разведочных скважин на месторождениях, а предоставили лишь неправильную интерпретацию этих результатов, произведенную туркменскими специалистами.
Обнаружившаяся профнепригодность туркменских газовиков, если это было добросовестным их заблуждением, а возможно, и нечистоплотность, если искажение результатов бурения скважин было умышленным, как утверждают осведомленные источники в Ашхабаде, свидетельствует об истощении кадров в нефтегазовом комплексе Туркмении.
С другой стороны, как показывает состоявшееся вчера вечером экстренное заседание кабмина Туркмении, посвященное скандалу в газовой отрасли, подобные перипетии способствуют быстрому карьерному росту специалистов среднего звена. По результатам заседания президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов отправил в отставку чуть ли не всех руководителей отрасли. А среди тех, кто занял их места, люди, практически никому не известные за пределами страны. Так, новым министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении назначен Оразнур Нурмырадов, еще год назад заведовавший отделом в институте нефти и газа госконцерна «Туркменгаз». Его предшественник Аннагулы Деряев переведен в руководители госконцерна «Туркменнебит». Новым главой «Туркменгаза» назначен Нуры Мухаммедов.
По сведениям «Времени новостей», уже началось расследование обстоятельств того, каким путем западные компании стали обладателями секретных данных о туркменских месторождениях. Некоторые сотрудники отрасли находятся под следствием, другие уже арестованы.
Не менее сенсационными могут оказаться кадровые перестановки в другом, не менее важном, чем нефтегазовое, туркменском ведомстве -- министерстве иностранных дел. Как утверждают источники «Времени новостей» в туркменском МИДе, в опалу попал сам министр Рашид Мередов. Этот 49-летний дипломат, выпускник юрфака МГУ, возглавивший МИД еще при Туркменбаши Великом в июле 2001 года, может считаться ветераном в туркменском руководстве. Считалось, что он пользуется полным доверием президента Бердымухамедова, несмотря на то что остался, кажется, единственным министром, назначенным еще Туркменбаши. Тем не менее кресло зашаталось и под ним.
Причина -- недовольство президента Бердымухамедова тем, как был организован его недавний
визит в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН, а главное, обстоятельствами встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Во-первых, там вышел конфуз: туркменский президент опоздал на эту встречу на полчаса, и рандеву оказалось короче, чем планировалось. Во-вторых, г-н Бердымухамедов, как свидетельствуют наши источники, был рассержен тем, что глава МИДа не сумел оградить президента от неудобных вопросов г-жи Клинтон по поводу
запретов туркменских властей на выезд из страны студентов для обучения в зарубежных вузах на американские стипендии. Госсекретарь США заговорила на эту тему в самом конце встречи, когда собеседники уже поднялись со своих кресел.
Теперь в Ашхабаде ждут, простит ли президент своего верного министра за эту оплошность или отправит в отставку. Пока же Рашид Мередов полностью исчез с туркменских телеэкранов и из сводок новостей.