|
|
N°188, 13 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путь к спасению
Договор о продаже Opel должен быть подписан на этой неделе
Близка развязка многомесячных перипетий, связанных с будущим Opel, -- договор о продаже американским автогигантом General Motors (GM) контрольного пакета своей европейской дочерней компании консорциуму Magna--Сбербанк может быть подписан уже на этой неделе.
Согласно прежним планам подписи на документе в торжественной обстановке стороны должны были поставить сегодня. Федеральное правительство Германии дало официальное согласие на обещанные ранее кредитные гарантии в размере 4,5 млрд евро. Однако, как вчера заявил глава центрального совета трудового коллектива Opel Клаус Франц, церемония отложена из-за «потребности в дополнительных согласованиях договора». По его словам, продолжается дискуссия о праве трудового коллектива на участие в принятии решений в рамках обновленного концерна, который в Германии, кстати, неофициально уже называют New Opel. «Мы хотим, чтобы нас качественно приравняли к любому другому инвестору», -- потребовал шеф совета.
Одной из предпосылок завершения готовящейся сделки стало принципиальное согласие советов трудовых коллективов отдельных предприятий Opel, входящих в концерн, по большинству ключевых вопросов сделки. Две последние недели консорциум Magna--Сбербанк, Opel, General Motors и представители наемных работников европейских заводов вели переговоры о степени участия трудового коллектива в реструктуризации Opel. В частности, уже удалось договориться о том, что наемные работники (55 тыс. человек на всех предприятиях в Европе) согласны отказаться от выплат им до 2014 года отпускных и «рождественских» денег. Это, по подсчетам, должно принести концерну в целом ежегодную экономию в размере около 265 млн евро, в том числе 176,8 млн евро в Германии.
Впрочем, уже сейчас очевидно, что основная дискуссия с рабочими развернется за рамками договора. Еще не успеют высохнуть чернила на тексте документа, как на Opel начнутся жесткие переговоры о сокращении рабочих мест. Консорциум Magna--Сбербанк рассчитывает оставить за воротами предприятий по всей Европе 10,5 тыс. работников, из них только 4,5 тыс. -- в Германии. Ожидается, что переговоры между представителями коллектива и новыми хозяевами на этот счет продлятся до ноября.
В подвешенном состоянии находится и международная модель финансирования акции по спасению Opel. Кроме Германии, до сих пор ни одна из стран, где расположены заводы концерна, не подтвердила своего согласия на выделение государственного финансирования по примеру того, как это сделало федеральное правительство канцлера Ангелы Меркель. Официальные представители стран аргументируют это, как правило, несогласием с тем, что новая модель управления Opel влечет за собой сокращение многих тысяч рабочих мест. Более того, правительства стран-партнеров упрекают немцев в том, что они стремятся «выкупить» рабочие места концерна в Германии за счет предприятий автоконцерна в других странах. Такие опасения наиболее сильны сейчас в Великобритании, Испании и Бельгии, где считают, что шесть производственных площадок автокузницы в Германии окажутся в более привилегированном положении по сравнению с их заводами.
На следующей неделе представители консорциума-покупателя предполагают, видимо, с уже подписанным договором в руках отправиться в Испанию и заявить об уступках в отношении завода в Сарагосе. Если консорциуму Magna--Сбербанк совместно с правительством Германии не удастся склонить на свою сторону власти других стран, где есть заводы Opel, то выделение немцами обещанных бюджетных 4,5 млрд евро в виде кредитов и гарантий может большей частью остаться лишь бесполезной декларацией. Как неоднократно заявлялось, операция по спасению Opel будет успешной лишь в европейском контексте. Кстати, Брюссель весьма скептически относится к готовящимся государственным вливаниям в Opel и «опасается», что таковые могут привести к дисбалансу конкурентного соперничества в автоотрасли.
Между тем уже к концу текущего года, а самое позднее в январе у Opel, по подсчетам экспертов, закончатся 1,5 млрд евро, выделенные правительствами Германии и федеральных земель в начале лета. Тогда, как известно, буквально в последнюю секунду удалось договориться относительно концепции спасения автоконцерна и тем самым уберечь Opel от банкротства в составе General Motors.
Юрий ШПАКОВ, Берлин