Время новостей
     N°188, 13 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2009
Машина бремени
Общественная палата предлагает сохранить отечественный автопром
Флагман отечественного автомобилестроения «АвтоВАЗ» за первое полугодие продал в два раза меньше «Лад», чем за аналогичный период прошлого года, а убытки автогиганта выросли почти до 19,4 млрд руб. (для сравнения: годом ранее суммарный убыток составлял 1,9 млрд руб.). Тем не менее, как прогнозируют в Минпромторге, к 2015 году российский автопром непременно выйдет на уровень, позволяющий выпускать не менее 3,5 млн машин в год. Эти взаимоисключающие тезисы были озвучены на слушаниях, прошедших вчера в Общественной палате.

«Несмотря на падение спроса, за девять месяцев нынешнего года автозаводы России выпустили 1,1 млн автомобилей», -- сообщил директор департамента автомобильной промышленности сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Хотя за прошедшие кризисные месяцы «российские автопроизводители чуть откатились назад, на уровень 2005 года», чиновник заверил, что если правительство и дальше будет принимать адекватные меры, ситуация на рынке «вернется на уровень прежних ожиданий».

Под адекватными мерами представители автопрома (например, той же группы «АвтоВАЗ») подразумевают дальнейшую адресную господдержку. Во всяком случае, это следует из заявления, обнародованного вчера руководством тольяттинского автозавода. В заявлении говорится: если в течение ближайших двух лет правительство «и связанные с ним учреждения» не обеспечат «рефинансирование долговых обязательств группы и не предоставят дополнительные займы (при их необходимости)», то «возникнет существенная неопределенность» в том, что завод сможет непрерывно выпускать продукцию. Если же, как дипломатично сформулировано в заявлении, «возникнет существенная неопределенность в отношении способности группы продолжать деятельность в качестве непрерывно действующего предприятия», предприятие непременно ждут массовые увольнения, чреватые социальным взрывом.

«Общественность не согласна с мнением тех, кто считает, что «АвтоВАЗ» нужно закрыть. Такого рода предложения глупы и неуместны», -- утверждает глава комиссии ОП по экономической политике и поддержке предпринимательства, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. «Мы должны сохранить российскую автомобильную промышленность, -- выслушав доводы представителей Союза машиностроителей, подчеркнул г-н Фадеев. -- Не нужно брезговать отечественным автопромом, необходимо решать сложнейшие вопросы развития предприятия, а не идти на поводу у тех, кто предлагает простые, но неприемлемые решения».

Большинство протекционистских мер, предложенных участниками слушаний, не отличались новизной. Так, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин призвал правительство продлить установленные в 2008 и 2009 годах ставки ввозных таможенных пошлин на иномарки. Представитель компании «Вольво Восток» Ильдар Урманов, что неудивительно, высказал прямо противоположную идею. «Нужно выровнять условия конкуренции иностранных и отечественных производителей на российском рынке», -- призвал он. Г-н Урманов подчеркнул, что нашему автопрому следовало бы позаботиться о повышении безопасности своей продукции (и, как следствие, о безопасности движения), не затягивать с внедрением регламентов евро-4, подумать о переходе на мировые экологические стандарты евро-5 и евро-6 и о переводе транспорта на новые виды топлива. Таким образом, резюмировал представитель «Вольво Восток», можно добиться искомой конкурентоспособности.

Участники обсуждения не могли обойти вниманием и тему подержанных авто. По мнению г-на Коровкина, в Налоговый кодекс необходимо внести поправки, повышающие ставку транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля. «Необходимо ввести ограничение сроков эксплуатации коммерческого автотранспорта старше семи лет за счет прогрессивной ставки транспортного налога и за счет повышающего коэффициента к тарифу ОСАГО», -- в свою очередь заявил и директор департамента по взаимодействию с госорганами группы ГАЗ Александр Жарков. Он же выступил с предложением «создать специализированный инвестиционный фонд по развитию российского автомобилестроения, который выдавал бы долгосрочные кредиты на льготных условиях автозаводам, работающим по полному циклу, а также предприятиям по производству комплектующих».

По мнению г-на Жаркова, органом, который принимал бы решения по выдаче таких кредитов, «могла бы стать некая специальная комиссия на базе Союза машиностроителей России». Кроме того, в целях укрепления российского автопрома было предложено увеличить закупки новых отечественных авто федеральными и региональными органами власти. По завершении слушаний Валерий Фадеев сообщил о решении сформировать рабочую группу, которая, обобщив высказанные мнения, направит рекомендации в правительство.

Михаил МОШКИН