Время новостей
     N°188, 13 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2009
Акции спасения
Сбербанк и ВТБ могут получить пакет "АвтоВАЗа"
Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» в первом полугодии показал плохие результаты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Чуда никто не ждал, но обнародованные вчера данные разочаровали даже экспертов-пессимистов. Заодно стало известно, что кредиторы завода -- Сбербанк и ВТБ -- могут получить акции предприятия в счет конвертации долгов перед ними.

Чистый убыток компании увеличился по сравнению с первым полугодием прошлого года в 10 раз, до 19,3 млрд руб., выручка за отчетный период снизилась в 1,9 раза, до 53,1 млрд руб. Такие цифры компания связывает с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на российский автомобильный рынок и, как следствие, снизил спрос на автомобили. Так, с начала 2008 года компания несколько раз останавливала производство, чтобы избежать затоваривания складов. На фоне снижения продаж «АвтоВАЗ» пересмотрел и производственный план на 2009 год, сократив его с 801,6 до 332 тыс. автомобилей.

Нашла свое место в отчете «АвтоВАЗа» и проблема сокращения персонала. Так, несмотря на недавние заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что массовых увольнений рабочих завода не будет, «АвтоВАЗ» сообщил об обратном. «В сентябре 2009 года в рамках антикризисных мер президентом общества Игорем Комаровым и профсоюзной организацией общества достигнута договоренность о снижении численности персонала на 27,6 тыс. человек. Будущие выплаты, связанные со снижением численности персонала, составят более 4 млрд руб.», -- говорится в отчете компании. Впрочем, по мнению ее представителей, эти цифры были подготовлены еще до того, как правительство решило продолжать активную помощь автогиганту. Теперь масштаб увольнений будет зависеть от реализации программы госпомощи.

Предоставив ранее «АвтоВАЗу» беспроцентную ссуду через «Ростехнологии» (контролирует 25 плюс одна акция) в размере 25 млрд руб., российское правительство теперь рассматривает два варианта оздоровления ситуации на предприятии.

Как сообщил вчера замглавы Минфина Александр Новак, первый вариант предлагает руководство самого завода: «Они хотят гарантии по рефинансированию кредитов и субсидирование процентных ставок». Вторым же вариантом решения проблемы задолженности «АвтоВАЗа», превышающей 40 млрд руб., является конвертация долга перед крупнейшими кредиторами -- Сбербанком и ВТБ в акции компании. Однако в этом случае стратегический партнер «АвтоВАЗа» -- французская Renault, владеющая блокпакетом, -- может воспротивиться проведению эмиссии, отметил г-н Новак. «Скорее всего все может проясниться через месяц», -- сказал замглавы Минфина.

Впрочем, аналитики как раз считают, что такой вариант вполне реален. «Я не вижу причин, по которым этот вариант был бы невозможен. Более того, я считаю его удачным, так как данный сценарий позволит государству напрямую сконвертировать долги в акции компании и разрешить долговые проблемы автопроизводителя, не прибегая к денежным вливаниям», -- говорит аналитик «Уралсиба» Анна Куприянова. Тем не менее она отмечает, что это не решит проблему автопроизводителя, которому для выживания в долгосрочной перспективе нужно стать конкурентоспособным и не только рассчитаться с долгами, но и полностью пересмотреть свою продуктовую линейку и модернизировать производство, а также значительно сократить персонал и расходы.

Стоит отметить, что в последнее время был озвучен и еще один вариант решения проблемы долгов «АвтоВАЗа», при котором акционером «АвтоВАЗа» станет Внешэкономбанк (ВЭБ): выпуск инфраструктурных облигаций почти на 40 млрд руб., которые выкупит ВЭБ, а впоследствии конвертирует в акции компании. Доля «Ростехнологий» и «Тройки Диалога» (владеют также по 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа») при этом размоется, а Renault может избежать размывания своей доли, если оплатит допэмиссию лицензией на Logan и оборудованием для ее сборки.

Каждый из вариантов имеет право на существование, ведь сегодня ни для кого не секрет, что «АвтоВАЗ» без господдержки не сможет погасить свои долги. «Без поддержки правительства и связанных с ним учреждений в течение 2009--2010 годов, направленной на рефинансирование долговых обязательств группы и обеспечение дополнительных займов при их необходимости, финансовые и рыночные условия приводят к возникновению существенной неопределенности в отношении способности группы продолжать деятельность в качестве непрерывно действующего предприятия, -- говорится в приложении к отчетности группы. -- Поэтому существует вероятность, что группа не сможет реализовать свои активы и погасить обязательства в ходе обычной деятельности». Вместе с тем, говорится в отчете, «несмотря на то что существует неопределенность в отношении способности группы выполнять краткосрочные задачи по стимулированию спроса, сокращению операционных затрат и повышению рентабельности, а также рефинансированию долговых обязательств, руководство уверено в том, что эти задачи будут выполнены, группа продолжает свою деятельность и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации».

Впрочем, пока, как говорится в отчете компании, текущие обязательства группы «АвтоВАЗ», включая существенную сумму задолженности, подлежащей выплате в 2009 году, превышали текущие активы на 52,8 млрд руб. Также компании необходимо рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., которые подлежат погашению до 30 июня 2010 года.

«Долг «АвтоВАЗа» растет, и пока сложно прогнозировать, каким будет для компании второе полугодие, -- отмечает аналитик «КИТ Финанс» Артем Лаврищев. -- Ясно, что если ситуация в отрасли не изменится к лучшему, не изменится и финансовое состояние компании. До конца года, к сожалению, этого ждать не стоит».

Впрочем, директор департамента автомобильной промышленности сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов вчера отметил, что «если и дальше будут приниматься адекватные меры, то рынок вернется на уровень прежних ожиданий». В настоящее время Минпромторг разрабатывает концепцию стратегии развития автопрома до 2020 года, которую планируется представить на комиссию правительства под руководством Игоря Шувалова в ноябре этого года. «У российского автопрома есть большие перспективы», -- подчеркнул вчера г-н Рахманов на слушаниях, организованных Общественной палатой РФ по вопросу «О реализации мер государственной поддержки отечественного автомобилестроения и перспективах модернизации отрасли». Однако для удовлетворения спроса на российском авторынке «нужно принимать действенные меры», считает он.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром