|
|
N°188, 13 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турецкий обход
В Грузии считают убытки и опасаются этнических конфликтов
Завтра президент Армении Серж Саргсян намерен посетить турецкий город Бурса, чтобы побывать на отборочном матче чемпионата мира по футболу-2010 между сборными двух стран. Это будет ответная поездка -- осенью 2008 года президент Турции Абдуллах Гюль по приглашению г-на Саргсяна приезжал в Ереван на предыдущую игру двух футбольных сборных.
Однако нынешняя поездка армянского президента в соседнюю страну обретает особое значение. Она состоится через несколько дней после того, как в Цюрихе главы МИДов Армении и Турции подписали документы об установлении дипотношений. Двусторонние контакты были заморожены в 1993 году из-за карабахского конфликта. Если договоренности о возобновлении и развитии связей будут утверждены парламентами обеих стран, то через два месяца после их вступления в силу может быть вновь открыта армяно-турецкая граница.
Армяно-турецкое сближение может повлиять на расстановку сил во всем Закавказье. Тбилиси уже ищет способы сохранения своего влияния в регионе. По данным «Времени новостей», в ближайшее время Грузия может ответить согласием на направленное Россией еще в мае предложение начать переговоры по открытию пропускного пункта «Верхний Ларс» на североосетинском участке российско-грузинской границы. В открытии движения через этот пункт был весьма заинтересован Ереван, поскольку единственная автодорога из Армении в Россию идет через Грузию.
«Верхний Ларс» расположен в 38 км от Владикавказа и в 149 км от Тбилиси. С июля 2006 года Россия закрыла этот пропускной пункт на ремонт. После реконструкции через него можно будет в сутки пропускать до 400 автомобилей, а в перспективе -- до 600.
Однако Грузия выдвигала ряд условий для обсуждения этой проблемы с Россией, в частности предлагала провести переговоры по «Верхнему Ларсу» на нейтральной территории и при посредничестве Швейцарии. С начала этого года Берн выполняет посреднические функции между Тбилиси и Москвой, поскольку Грузия разорвала дипотношения с Россией после войны на Кавказе в августе 2008 года. В начале октября глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия недавно завершила модернизацию «Верхнего Ларса» и теперь «готова рассматривать вопрос о том, чтобы этот переход был открыт». «После некоторых колебаний грузинская сторона вроде бы готова на это пойти», -- сообщил министр.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов заявил «ВН», что Тбилиси приветствует соглашения Еревана и Анкары, которые «должны позитивно сказаться на развитии регионального партнерства». «Мы имеем очень хорошие, близкие отношения и с Арменией, и с Турцией», -- подчеркнул дипломат.
Однако многие грузинские эксперты предупреждают, что после открытия армяно-турецкой границы Грузия потеряет монополию на транзит грузов в Армению. Заместитель гендиректора ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Марат Хаков полагает, что открытие армяно-турецкой границы сократит объем грузоперевозок между Грузией и Арменией на 25--30%. По его данным, на первом этапе объем грузоперевозок между Арменией и Турцией составит 1--2 млн тонн в год.
В начале июня премьер-министр Армении Тигран Саркисян предлагал рассматривать возможный путь через Турцию как альтернативу грузинскому транзиту. По его словам, Армения «слишком зависит от грузинской инфраструктуры», поскольку две трети товарооборота страны осуществляется по территории Грузии. Кстати, проблемы с поставками испытывали и дислоцированные в Армении российские военные. Глава правительства Армении обвинил грузинскую сторону в неоправданном завышении цен на транзитные услуги: «В Грузии складывается монопольная ситуация, которой эта страна злоупотребляет».
Для армянской стороны доставка грузов в грузинские порты Батуми и Поти из любой точки мира обходилась вдвое дешевле, чем далее по суше из Грузии в Армению. Открытие границы с Турцией помогло бы Армении удешевить импортные товары и сделать более конкурентоспособной свою экономику. Однако Александр Налбандов заверил «ВН», что после этих жалоб «недоразумения по дороговизне транзита были исчерпаны».
Грузинский политолог Ивлиан Хаиндрава заметил «ВН», что договоренности между Арменией и Турцией помогут укреплению региональной безопасности, поэтому политические выгоды значительно превосходят возможные убытки Грузии от сокращения транзитных доходов. По его словам, из-за прошлогоднего конфликта вокруг Южной Осетии Армения «понесла серьезные экономические убытки и почувствовала, насколько опасно не иметь альтернативы проходящим через Грузию транспортным путям».
Вместе с тем, по мнению эксперта, под вопросом может оказаться осуществление региональных транспортных проектов, таких как строительство автомобильной магистрали Ереван--Батуми и железной дороги Баку--Тбилиси--Ахалкалаки--Карс. Источник в Баку сообщил «ВН», что на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился снизить в этом году объем кредитования строительства грузинского участка этой железной дороги со 100 до 40 млн долл. Ранее Азербайджан объявил о готовности выделить Грузии беспроцентный кредит на сооружение грузинского участка магистрали в размере 250 млн долларов.
Нормализация армяно-турецких отношений способна повлиять и на ситуацию в некоторых регионах Грузии. Грузинский эксперт Георгий Хухашвили в беседе с «ВН» предположил, что после снижения коммуникационной зависимости Армении от Грузии могут усилиться сепаратистские настроения местных «горячих голов». Речь идет, в частности, о компактно населенном этническими армянами южногрузинском регионе Джавахетия. По данным переписи 2002 года, там проживало более 113 тыс. человек, 95% из которых составляли армяне, именующие этот регион Джавахк. До XVI века Джавахетия неоднократно входила в состав как грузинских, так и армянских государственных образований, а затем перешла под контроль сначала Османской, а затем Российской империи, где являлась частью Тифлисской губернии. Сегодня этот район приобрел стратегическое значение для всего региона -- через Джавахетию проходит нефтепровод Баку--Джейхан и газопровод Баку--Эрзурум.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси