|
|
N°188, 13 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Огни большого форума
Удачи и потери фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...»
Перед тем как в Москве прошел уже пятый фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», состоялся первый Большой фестиваль Российского национального оркестра Михаила Плетнева. Став рядом, события словно напросились на сравнение. Сходны они тем, что солистов так или иначе приглашает худрук симфонического оркестра, а сам оркестр и его лидер -- главные лица. Сопоставим и уровень участников (в частности, рождение одного оркестра из недр другого превратило их некогда в главных конкурентов). Но идеология и логика построения фестивальных программ абсолютно разные.
К логике фестиваля Спивакова не предъявить значительных претензий: концерты тщательно продуманы и прекрасно соотносятся друг с другом. Без программной эклектики, что не редкость для РНО, и без «музыки современных композиторов, по совместительству нефтяных магнатов» (так директор НФОР Георгий Агеев намекнул на Гордона Гетти, исполнение сочинения которого Плетнев все же делегировал другому дирижеру). По замыслу команды Спивакова фестивальным концертам надлежит быть не рутинными, но непременно ориентированными на слушателя: «Играем то, что любим, в компании, которая нам приятна».
Так и было, но жаль, что спиваковскому НФОР во всей программе не досталось ни одного крупного симфонического полотна. РНО же преподнес всевозможные жанры от партиты до симфонии, включая музыку для театра и исключая откровенный «интертеймент». Большой фестиваль РНО -- горделивая выставка достижений оркестра, квинтэссенция лучшего из воображаемого сезона. Фестиваль Спивакова, как правило, со среднестатистическим сезоном НФОР имеет мало общего. Этот форум -- гирлянда ярких огней, тех самых звезд, которых «Спиваков приглашает...», принимает и занимает со своим всемогущим оркестром.
В фестивальных программах НФОР сосредоточил внимание на аккомпанементах пианисту (Денису Мацуеву), скрипачам и вокалистам. Остальное -- сюиты и увертюра Гершвина в концерте-открытии, саундтрек фильма Чаплина «Огни большого города» -- в большей мере принадлежит к сфере музыки «легкой», хотя и ставит вовсе не легкие исполнительские задачи. Сделать конфетку из «Кубинской увертюры» Гершвина ничуть не проще, чем из скрябинской «Поэмы экстаза».
Но сконцентрировавшись вокруг звездных солистов, фестиваль оказался в сложном положении, когда запланированные хедлайнеры сошли с дистанции. Прославленный итальянский бас Руджеро Раймонди не приехал из-за перелома ноги (в который раз срываются его российские гастроли), а швейцарский флейтист Эмманюэль Паю -- из-за сильной простуды. В оперном гала-концерте из трех восходящих звезд остались две -- сопрано Альбина Шагимуратова и баритон Василий Ладюк, однако спели так, что потери тенора Константина Андреева никто не заметил. Вместо Паю к «Виртуозам Москвы» вышел их «штатный» гобоист Алексей Уткин, а заменить Раймонди срочно приехали сопрано Даниела Десси и тенор Фабио Армилиато. Они понравились московской публике еще во время гастролей Римской оперы 2002 года в Кремле, где давали «Тоску» Пуччини в постановке Дзеффирелли, но теперь не вполне оправдали ожиданий.
Фестивальные разочарования сменялись открытиями. Так, вечер Viva Paganini! представил мастера, в какого вырос недавний участник конкурса Чайковского Фэн Нин. В 2002-м он завоевал спецприз за исполнение пьесы Шнитке, а уже четыре года спустя с блеском выиграл конкурс Паганини в Генуе. На фестивале Спивакова головокружительным по темпераменту и технике, любовно выпестованным Первым концертом Паганини китайский скрипач словно закрыл тему современной интерпретации этого сложнейшего опуса. В то время как его юная коллега из Германии Юки Мануэла Янке Вторым концертом больше сообщала о своих перспективах.
Даниела Десси, наоборот, напомнила об ушедших временах, когда она затмевала своего супруга Фабио Армилиато. Но если удручающие изменения голоса Десси объясняются объективными причинами, то таковых не найти, чтобы оправдать отсутствие всякой разницы между Тоской (вроде бы коронной ролью), Адриенной, Дездемоной, Лю и Чио-Чио-сан -- все образы равно притворны, а партии равно натужны. Пусть тембр голоса Армилиато не феноменальной красоты, пусть слышна и даже видна техническая «работа», но он искренен, разнообразен и вокально убедителен. Даже когда Спиваков, взяв более медленный темп для арии Калафа, немало усложнил певцу задачу, тот честно заслужил свои овации. Увертюры Верди в исполнении оркестра также в числе лучших номеров финального вечера.
Наконец, беспроигрышной идее проекта «Час Чаплина» отвечало ее безукоризненное воплощение: «Огни большого города» демонстрировались целиком на большом экране, а оркестр, вдохновенно игравший задушевную музыку самого Чаплина по партитуре-реконструкции Тимоти Брока, непринужденно синхронизировал звук с изображением. Бешеный успех проекта у публики и немалые на него затраты -- безусловный повод его повторить.
Павел ОСЕТРОВ