|
|
N°187, 12 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Девятимесячный барьер
Правительство решило продлить действие пошлин на иномарки
Правительство, как и ожидалось, продлит действие импортных пошлин на иномарки еще на девять месяцев. «Решение сохранить действующий порядок ввоза принято в отношении как новых, так и подержанных иномарок, решение предусматривает пролонгацию действующих условий по доступу на российский рынок подержанных и новых автомобилей», -- заявил в пятницу журналистам министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Ожидается, что в ближайшее время соответствующее постановление подпишет председатель правительства Владимир Путин, добавил министр.
Повышенные пошлины на иномарки, рассчитанные на девять месяцев, вступили в силу 12 января 2009 года и действовали до 11 октября. Как сообщалось, импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от года до пяти лет были повышены в среднем с 25 до 30% таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Кроме того, с семи до пяти лет был снижен срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. В отношении автомобилей, которым больше трех лет и стоимость которых не превышает 325 тыс. руб. (за исключением автомобилей, страной происхождения которых является Россия), ввозная пошлина была повышена с 48 до 54%. Также было подписано постановление о повышении пошлин на ввоз новых и подержанных легковых автомобилей и грузовиков юридическими лицами.
Повышение пошлин на новые и введение заградительных пошлин на подержанные иномарки называли одним из важнейших антикризисных решений в отрасли. В Минпромторге отмечали, что эта мера положительно сказалась на автомобильной промышленности. Российские автопроизводители уже давно просили ввести запретительную пошлину на ввоз иномарок, но пока рынок рос, понимания у властей они не находили. Ведь предыдущие повышения пошлин оборачивались акциями протеста, в частности, на Дальнем Востоке, где бывшие в употреблении иномарки составляют основу автомобильного парка.
Но в период кризиса такое решение власти откладывать не стали. Как отмечал ряд аналитиков, эта мера должна понравиться многим: государство будет расширять локализацию производств иностранных заводов в России, подписывая новые соглашения, а произведенные в стране иномарки должны стать дешевле импортируемых. Поэтому решение продлить действие пошлин многие эксперты назвали ожидаемым. Отрасль пока в стабильно тяжелом положении, и ей необходима поддержка. «Если в первые девять месяцев эта мера ожидаемой отдачи не принесла, так как в кризис желающих потратить деньги на автомобили значительно убавилось, то сейчас она должна быть более результативной, ведь паника прошла, падение рынка завершилось, и люди начнут постепенно покупать машины», -- считает аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин.
Впрочем, Минпромторг отмечает, что даже в разгар кризиса повышение пошлин дало свой положительный эффект: в июне 2009-го импорт подержанных иномарок упал в 14 раз по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, а импорт новых машин сократился в четыре раза, тогда как производство автомобилей в России снизилось всего в два раза.
Ирина ЦЫРУЛЕВА