|
|
N°188, 13 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бег трусцой возле ВТО
Россия может опоздать к завершению Дохийского раунда
Консультации по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана начались вчера в Женеве. В течение недели делегации трех стран проведут встречи с такими ключевыми членами организации, как США, ЕС, Канада, Австралия, Индия и Китай. Россию на переговорах в Женеве представляет глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. Принять участие в неформальных консультациях приглашены все страны, входившие в состав рабочих групп России, Белоруссии и Казахстана. При этом в ВТО отметили, что нынешние консультации являются продолжением тех, что состоялись летом 2009 года -- после того как в июне делегации России, Белоруссии и Казахстана проинформировали ВТО о приостановлении индивидуальных переговоров по вступлению в организацию. О судьбе ВТО и перспективах вступления в нее Таможенного союза -- статья ведущего научного сотрудника Института торговой политики ГУ -- Высшей школы экономики Алексея ПОРТАНСКОГО.
Запоминающаяся примета Женевы -- постоянно мелькающие участники бесчисленных конференций и семинаров с бейджами на груди и любители бега трусцой, с удовольствием рассекающие чистую атмосферу города. Иногда первое и второе совмещается в одном лице. Самый яркий тому пример -- 62-летний француз Паскаль Лами, генеральный директор Всемирной торговой организации и заядлый любитель джоггинга.
Г-н Лами -- непререкаемый авторитет на посту главы ВТО. Нужный человек в нужном месте. Впрочем, его амбиции простирались еще дальше: перед тем как обосноваться в штаб-квартире на берегу озера Леман, он намеревался побороться за должность хозяина Елисейского дворца. От участия в президентской гонке во Франции пришлось отказаться в силу неблагоприятного для него внутриполитического расклада. Позиция международного чиновника первого ряда стала приемлемой компенсацией за несостоявшееся президентство. В качестве генерального директора ВТО г-н Лами востребован на крупнейших международных встречах, как, например, на недавнем саммите G20 в Питсбурге. С ним охотно встречаются главы государств, после чего порой делают неожиданно смелые заявления. Так произошло с президентом России Дмитрием Медведевым в июле этого года в Аквиле (Италия), когда в результате беседы с Паскалем Лами он заявил, что присоединение к ВТО Таможенным союзом, конечно, заманчиво, но затруднительно, потому на практике, возможно, придется двигаться к цели индивидуально.
28 сентября 2009 года Паскаль Лами открыл в Женеве очередной ежегодный общественный форум ВТО. На форум со всех концов планеты приезжают не только представители стран -- членов ВТО, которых на сегодня насчитывается 153, но и все желающие. На нынешнем форуме, несмотря на кризис, зарегистрировалось более 1400 человек.
Традиционно тон на форуме задают представители многочисленных неправительственных организаций (НПО). Зачастую энтузиазм их активистов способствует поиску решения там, где формальные процедуры и механизмы не дают результата. Профиль большинства участвующих НПО -- международная торговля и устойчивое развитие, права трудящихся и профсоюзы, защита окружающей среды и энергосбережение и т.д. Присутствуют также бывшие главы государств и правительств, известные бизнесмены, официальные представители правительств.
Важнейший вопрос, обсуждаемый в рамках форума в последние годы, -- вывод из кризиса и завершение торговых переговоров Дохийского раунда, девятого по счету в рамках ГАТТ/ВТО за 60-летнюю историю этих институтов. Вопрос, как известно, находился в центре внимания недавнего саммита «двадцатки» в Питсбурге, где главы государств однозначно высказались за завершение раунда в 2010 году. Подобные высказывания звучали и прежде, но дело пока не сдвинулось с места. Поэтому непосредственные участники переговоров Дохийского раунда с нетерпением ждут, когда же их правительства дадут им необходимый сигнал для того, чтобы быстро пройти остающиеся 20% пути. Ибо 80% переговорного процесса, по общему мнению, позади.
Нынешний раунд, как и все предшествующие, направлен на дальнейшую либерализацию торговли. Мировая практика неоднократно доказывала, что от либерализации мировых рынков товаров и услуг выигрывают все, особенно развивающиеся страны. В результате подписанных соглашений предыдущего Уругвайского раунда торговых переговоров (1986--1994 годы), завершившегося созданием ВТО, развитые страны получили существенно большие преимущества, чем развивающиеся. Последние в силу целого ряда экономических, институциональных и иных причин оказались просто не в состоянии в максимальной мере извлекать выгоду, используя подписанные документы. За последние годы и десятилетия баланс сил в международной торговле заметно изменился в пользу развивающихся стран. Поэтому Дохийский раунд с самого начала в 2001 году был нацелен на исправление допущенного ранее перекоса в пользу развитых стран.
Наиболее очевидно несбалансированность пакета соглашений Уругвайского раунда проявилась в сфере сельского хозяйства, где применение субсидий развитыми странами фактически сводит на нет попытки бедных стран выйти на мировые рынки. Поэтому сердцевиной повестки Дохийского раунда стали сельскохозяйственные субсидии и тарифы, а также тарифы на промышленные товары.
После многолетних переговоров, сопровождавшихся серией кризисов и остановок, все-таки удалось прийти к общему компромиссу. В сжатом виде он сводится к следующему. США и ЕС сокращают субсидии и импортные тарифы в сфере сельского хозяйства, причем довольно значительно, устраняя тем самым барьеры перед производителями данной продукции из развивающихся стран. В обмен крупнейшие развивающиеся страны -- Бразилия и Индия снижают импортные тарифы на промышленные товары, облегчая доступ на свои рынки производителям из США и ЕС. Однако это лишь сердцевина сделки. Существует немало вопросов технического характера, которые порой оказываются весьма существенными и в итоге тормозят финальное соглашение.
Когда все высказываются за окончание переговоров раунда, но дело продолжает стоять на месте, это может означать одно: дефицит политической воли у главных игроков. Разумеется, напрямую они в этом никогда не признаются. «Мы в полной мере готовы к завершению раунда в 2010 году», -- заявил в ходе дискуссии на одной из секций нынешнего форума заместитель официального представителя США при штаб-квартире ВТО Дэвид Шарк. Принимавший участие в работе той же секции автор этих строк спросил американского чиновника: «Если нынешняя администрация уделяет столь серьезное внимание вопросам торговли, то почему тогда нынешний президент в отличие от предшественника не обладает так называемыми «полномочиями на быстрое ведение переговоров по вопросам торговли», предоставляемыми конгрессом?» Ответ Шарка вызвал некоторое недоумение среди присутствовавших: вопрос, по его словам, пока неактуален, потому конгресс не занимается этим. И более никаких разъяснений.
Не вдаваясь в детали, замечу, что данные полномочия для американского президента исключительно важны, о чем заявляли ранее высокопоставленные сотрудники американской администрации. Именно их наличие у главы Белого Дома позволяет США реально осуществлять роль лидера на международных переговорах по торговле, что так необходимо сейчас для завершения Дохийского раунда. В чем же загвоздка?
Дело в том, что сегодня администрация Барака Обамы решает с конгрессом ряд сложнейших проблем -- регулирование финансовых рынков, здравоохранение и других. Торговля, по оценке Паскаля Лами, находится там не в верхней части списка. Чтобы убедить конгресс в необходимости одобрения финальных шагов США в рамках Дохийского раунда, администрация должна представить палате представителей достаточно сбалансированный пакет, чтобы у конгрессменов не было сомнений: уступки США в одних сферах (к примеру, снижение субсидий своим фермерам) будут компенсированы за счет выигрыша в других (к примеру, облегчение доступа на рынок промышленных товаров других стран). А для этого, скорее всего, потребуются определенные уступки со стороны Индии, Бразилии и Китая.
От Китая, неуклонно продолжающего свой экономический рост и в период кризиса, действительно ожидают дополнительных уступок в торговле, которые могли бы дать важный импульс завершению Дохийского раунда. Однако в ходе дискуссий на форуме китайский посол при Всемирной торговой организации Сунь Чжэньюй ясно дал понять: его страна уже сделала достаточные уступки при присоединении к ВТО и пока не готова двигаться дальше.
Все это и входит в те остающиеся 20% переговорного пути Дохийского раунда, которые теперь представляются более сложными, чем пройденные 80%. Картину усугубляет кризис -- каждое правительство озабочено прежде всего спасением своего национального бизнеса.
Кризис нанес ощутимый удар по мировой торговле. Если раньше она росла быстрее мирового ВВП, то с началом кризиса ее падение обогнало спад мирового производства. Вместе с тем мировой финансовый кризис резко повысил значение торговых переговоров, в особенности для развивающихся стран, убежден Паскаль Лами. Ибо они в отличие от развитых не располагают теми внушительными государственными средствами, которые позволяют бросить спасательный круг бизнесу. Поэтому торговля для них чуть ли не единственный путь к выживанию. Подтверждением тому стала инициатива группы развивающихся стран на саммите в Питсбурге. Выступивший от ее имени президент Бразилии Луис да Силва предложил в кратчайшие сроки завершить Дохийский раунд. Подобная инициатива вряд ли могла появиться до кризиса.
Присутствует ли во всех этих острейших дебатах Россия? Если говорить о площадке ВТО, то, к сожалению, скорее нет. Если на прошлых форумах проводились секции, посвященные присоединению, где речь шла в основном о России и где выступали российские представители, то нынче ничего подобного не происходило. В последние годы мы с некоторым удовлетворением отмечаем свою причастность к БРИК. Но именно Россия все чаще выпадает из этой аббревиатуры по самым разным показателям. Бразилия, Индия и Китай чаще других стран упоминались в дискуссиях женевского форума, голоса их представителей были слышны на всех без исключения заседаниях. О России же практически не было сказано ни слова.
Ситуация объясняется происшедшими в течение лета неожиданными изменениями в формате присоединения РФ к ВТО, обусловленными форсированием строительства Таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией. Как заявил уже после форума Паскаль Лами на страницах «Нью-Йорк таймс», все это значительно усложняет заявку России, и ее присоединение к ВТО будет более длительным. Исходя из своего опыта переговоров с российской стороной в бытность торговым комиссаром ЕС, дипломатичный француз еще более откровенно добавил: «Фундаментальная реальность состоит в том, что в Москве более нет энергии к присоединению».
Как бы обидно ни звучали такие оценки, к ним приходится прислушиваться. Никакие ссылки на кризис не могут оправдать нашу задержку с присоединением. Оставаясь вне ВТО, Россия лишает себя возможности участия в решении огромного блока мировых проблем -- от выработки правил международной торговли до сохранения окружающей среды. Позиционируя себя в качестве великой державы, мы претендуем на активное участие в создании глобального управления в посткризисном мире. Однако не вполне понимаем, что для этого как минимум следует участвовать в деятельности мировых институтов, в том числе ВТО как неотъемлемого элемента этого глобального управления.
Впрочем, ВТО нам нужна прежде всего для собственного развития. Без членства в ней нам не создать нормальной конкурентной среды и не провести модернизацию.
Сказанное г-ном Лами относительно потери Москвой «энергии к присоединению» можно сравнить с поведением бегуна, который долго и упорно преодолевал дистанцию марафона, но потом, незадолго до финиша, имея силы для спурта, вдруг перешел на бег трусцой. Чтобы добежать в таком режиме до финиша, можно затратить слишком много времени. Хуже того, нельзя исключать, что финальный этап окажется сложнее, чем предполагалось, -- возникнут новые препятствия в случае завершения Дохийского раунда раньше, чем мы окажемся в ВТО. Это худший сценарий. Удастся ли его избежать?
Женева--Москва