Время новостей
     N°187, 12 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2009
«Жалко терять такой пароход»
Владелец сухогруза Arctic Sea подсчитал убытки
История сухогруза Arctic Sea, еще два месяца назад освобожденного в Атлантике российскими военными из пиратского плена, продолжает обрастать все новыми скандалами. Последнее время судно находится в нейтральных водах и никак не может причалить. Сначала российские власти пытались его передать судовладельцу в испанском порту Лас-Пальмас, но там отказались пускать сухогруз в свои воды. Причина -- неопределенный юридический статус сухогруза. Дело в том, что Arctic Sea принадлежит финской компании Solchart, ходит под флагом Мальты, но находится под контролем ВМФ России. В результате как сам корабль, так и четверо остающихся на нем российских моряков фактически вновь оказались в заложниках -- только уже не пиратов, а обстоятельств.

Как уже сообщала газета «Время новостей», с 30 сентября Arctic Sea стоит на якоре в Средиземном море в районе Гибралтара. Российские власти предполагали его направить в алжирский порт Беджайа, куда судно шло изначально. Однако в конце минувшей недели стало известно, что власти и этой страны также отказались пускать к себе Arctic Sea. В результате корабль продолжает «болтаться» в море, а российские ведомства начали спор с властями других стран по поводу того, кто должен разрешать проблему. Представитель же судовладельца, со своей стороны, заявил, что «исчерпал все свои ресурсы для разрешения ситуации», и уже подсчитал убытки от всей эпопеи -- более 700 тыс. евро.

Сухогруз Arctic Sea, плавающий под флагом Мальты, под управлением 15 российских моряков 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины, которую 4 августа должен был доставить в Беджайю. Однако по пути связь с ним прервалась, а потом выяснилось, что еще в Балтийском море судно было захвачено пиратами, направившими его на юг вдоль западного побережья Африки. Была организована международная спасательная операция, и 17 августа сторожевой корабль ВМФ России «Ладный» обнаружил и освободил Arctic Sea в Атлантике. Предполагаемые пираты вместе с 11 членами экипажа сухогруза были доставлены в Москву, а капитана и трех членов команды следствие оставило на судне для «поддержания его жизнедеятельности». Басманный суд Москвы 26 августа арестовал сухогруз, и для его тщательного осмотра на Канарские острова вылетела следственная группа СКП. Криминалистам предстояло ответить на вопрос, был ли на борту корабля тайный груз оружия или наркотиков, о чем много писали западные СМИ. Ничего кроме древесины, как заявили в СКП, найдено не было, но морские власти Лас-Пальмаса так и не разрешили судну зайти в порт для ремонта и смены экипажа. Поскольку на корабле оставались российские военные, они идентифицировали Arctic Sea не как торговое судно, а как «плавающий объект, контролируемый иностранными ВМС». В результате российские военные потащили сухогруз на буксире дальше, но куда его девать, так и не решили. И с 30 сентября он встал на якорь у берегов Марокко в полной неопределенности.

В конце минувшей недели СКП подтвердил эту информацию. «В настоящее время решается вопрос о передаче Arctic Sea его владельцу. Несмотря на то что по решению суда судно находится под арестом, согласно УПК РФ оно может быть передано его владельцу. Арест судна ограничивает только отчуждение судна третьим лицам, остальные действия владельца в отношении судна не ограничены», -- заявили в СКП, фактически переложив ответственность за ситуацию на Solchart.

В пятницу по поводу Arctic Sea высказался МИД РФ. Представитель этого ведомства сообщил, что ответственность за неопределенную судьбу сухогруза лежит на мальтийской и испанской сторонах, которыми «был выдвинут ряд условий, в основном технического характера, выполнение которых в данной ситуации было нереальным». После этого, учитывая, что получателем древесины был заказчик из Алжира, МИД РФ предложил отбуксировать судно в Беджайю, но алжирские власти, как стало известно, также не разрешили судну зайти в свои территориальные воды. О причинах отказа Алжира не сообщалось, но с большой долей вероятности можно предположить, что там последовали примеру властей Испании.

На выступления МИД и СКП отреагировали в компании-судовладельце Solchart. В пятницу она опубликовала письмо, направленное 9 октября в Балтийскую региональную организацию профсоюза моряков. В нем глава архангельского подразделения Solchart Николай Карпенков попросил оказать помощь в возвращении на родину четырех моряков, которые остаются на Arctic Sea, отметив, что у компании «нет постоянной связи судном», а также сведений о состоянии экипажа. «Мы неоднократно пытались и пытаемся урегулировать вопрос с компетентными органами РФ, но вопрос до сих пор остается открытым», -- говорится в письме. Г-н Карпенков подчеркнул, что Solchart, для которого важнее всего сейчас судьба четырех моряков, «исчерпала все свои ресурсы разрешения ситуации», а все обращения как самой компании, так и родственников моряков в различные инстанции, а также президенту России остались без ответа. Также в послании приводится отрывок из электронного письма, полученного 8 октября от капитана Arctic Sea Сергея Зарецкого: «Уповаем только на вас. Жалко терять такой пароход! И когда кончится арест? Судно и имущество (но не груз) арестовано под мою уголовную ответственность».

В субботу на сайте Solchart было опубликовано еще одно сообщение, призванное развеять «спекуляции» о том, что проблемы с судном якобы выгодны судовладельцу. Согласно ему из-за истории с захватом судна и последующими его «приключениями» Solchart понес ущерб на 716 486 евро. В эту сумму входит зарплата остающимся на борту членам экипажа -- по состоянию на 17 октября более чем 36 тыс. долл. Двухмесячный простой судна (начиная с 17 августа) владелец оценил почти в 174 тыс. евро (эта сумма посчитана на основании того, что в прошлом году Arctic Sea принес владельцам миллион евро чистой прибыли). В 134 тыс. евро оценена предполагаемая доставка груза древесины из Мальты в Алжир -- по всей видимости, в Solchart считают, что следующей попыткой вернуть судно владельцу станет именно Мальта. Стоимость аренды лодок в Лас-Пальмасе, которые доставляли на судно следователей СКП и представителей Мальты, а затем вернули их обратно в порт, оценена в 15 тыс. евро, а международные телефонные переговоры по разрешению ситуации с сухогрузом обошлись в 2 тыс. евро. При этом никаких финансовых претензий компания пока ни к кому не выдвинула.

Еще одна новость по поводу Arctic Sea пришла на днях из финского города Вантаа, где в рамках расследования истории с захватом судна пиратами состоялась рабочая встреча представителей правоохранительных органов Финляндии, Швеции, Мальты, Латвии и Эстонии и России. Главной ее темой стал обмен информацией, собранной в ходе параллельных расследований в каждой из стран. «Следователи сравнили результаты своих расследований и собранную информацию, а также договорились о конкретных тактических шагах в ходе параллельных следственных мероприятий, проведении допросов и других действий, -- сообщили в пресс-службе Центральной криминальной полиции Финляндии. -- Стороны пришли также к соглашению, что в интересах следствия разглашение каких- либо подробностей до суда невозможно».

Анатолий КАРАВАЕВ