|
|
N°187, 12 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перо подвело
Поляки еще не закончили с Лиссабонским договором
Президент Польши Лех Качиньский 557 дней тянул с подписанием документа о реформировании деятельности Европейского союза. Столько времени прошло с тех пор, как весной 2008 года этот документ ратифицировал польский сейм, и до тех пор, как 10 октября этого года президент подписал его.
Позиция президента менялась несколько раз. Еще в 2008 году он объявлял, что Польше удалось добиться дипломатической победы, внеся 13 поправок в Договор о реформах Евросоюза. Этот договор был подписан в конце 2007 года в Лиссабоне и должен быть ратифицирован всеми 27 членами Евросоюза. Сначала казалось, что в Польше с этим проблем не будет.
Но вскоре президент Лех Качиньский под давлением экспертов из партии «Право и справедливость», возглавляемой его братом-близнецом Ярославом Качиньским, изменил свою позицию. Он стал утверждать, что предусмотренный договором Европейский трибунал может угрожать Польше имущественными претензиями немцев, выселенных после второй мировой войны. Католическая Польша также опасается, что европейская толерантность приведет к регистрации однополых браков.
Затем Лех Качиньский поставил свое решение в зависимость от позиции Ирландии, большинство населения которой в июне 2008 года проголосовало против Лиссабонского договора. Но 2 октября этого года в ходе повторного референдума ирландцы сказали договору «да», что лишило президента этого аргумента.
В итоге подписание прошло в минувшую субботу в президентском дворце в Варшаве. Ощущалось, что для Леха Качиньского это стало поводом хоть как-то поднять свой низкий рейтинг популярности. Для него это важно в связи с намеченными на будущий год президентскими выборами. Так что на торжественном акте подписания было много важных гостей: премьер председательствующей в Евросоюзе Швеции Фредрик Рейнфельдт, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европарламента поляк Ежи Бузек.
Был приглашен весь польский истеблишмент. Но в отличие от присутствовавшего премьера Дональда Туска спикер сейма Бронислав Коморовский объяснил, что приглашение получил в последний момент и планов своих менять не намерен. Спикер нижней палаты парламента добавил, что удивлен организацией пышной церемонии, которая была бы уместна в прошлом году, после того, как сейм одобрил договор, открыв возможность для его ратификации президентом. А польский министр иностранных дел Радослав Сикорский поехал на регату вместе с послом Великобритании, поскольку договаривался об этом заранее.
На церемонии оказалось, что ручка, которой президент собрался подписать договор и которая предназначалась для последующей продажи с аукциона на благотворительные цели, не пишет. Нашелся сотрудник администрации, одолживший главе государства свою авторучку. Потом один из помощников президента Павел Выпых, который отвечает за имидж Леха Качиньского, объяснял, что «отказавшее писать перо является не свидетельством сомнения президента, а проявлением злобности неживых предметов».
Прежде чем поставить подпись, президент похвалил за работу над текстом договора прежнее правительство Польши во главе с тогдашним премьером и своим братом Ярославом Качиньским. Президент на глазах превратился из закоренелого евроскептика в горячего сторонника Евросоюза, этого «необыкновенно удачного великолепного эксперимента в истории человечества». Он подчеркнул, что эта организация не может быть закрыта для тех, кто хочет в нее вступить, упомянув при этом Украину и Грузию. Правда, нынешний премьер Дональд Туск напомнил президенту, что тот сам долго блокировал подписание договора: «Мы отдавали себе отчет в том, что процесс ратификации будет трудным, но не знали, что он будет длиться так долго».
Однако даже долгожданная подпись президента Качиньского отнюдь не завершает в Польше спор о Лиссабонском договоре. Депутаты от «Права и справедливости» уже собирают подписи под запросом о направлении текста документа в конституционный трибунал, чтобы изучить его соответствие польскому законодательству.
Тем не менее из 27 членов ЕС теперь осталась только одна страна, не ратифицировавшая протокол: это Чехия, президент которой Вацлав Клаус еще его не подписал. Если он не сделает это в ближайшее время, то на саммите ЕС в Швеции 29--30 октября не удастся обсудить кандидатуры президента и министра иностранных дел организации, ведь введение этих постов предусмотрено Лиссабонским договором.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава