Время новостей
     N°187, 12 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2009
Мяч и меч
Большой футбол производит удивительное действие на большую политику, порой на некоторое время примиряя даже самых непримиримых оппонентов. Или по крайней мере хотя бы заставляет властителей мира сего почувствовать себя обычными болельщиками, которые при всей своей власти не в состоянии повлиять на исход конкретного футбольного поединка. Но зато испытать те же самые эмоции, что миллионы рядовых граждан. Нынешний отборочный цикл к чемпионату мира-2010 в ЮАР явил нам одно чудо международной футбольной дипломатии, а заодно впервые за долгое время собрал вместе на публичном мероприятии представителей российского правящего тандема.

VIP-ложу «Лужников» на отборочном матче чемпионата мира по футболу между Россией и Германией во время телетрансляции показывали едва ли не чаще, чем тренеров команд. Еще бы, редко когда можно увидеть на одном спортивном состязании такой политический пантеон. В кои-то веки пришел на футбол не являющийся особым болельщиком президент России Дмитрий Медведев. Его сопровождали и консультировали куда более искушенные спортивные болельщики -- первый вице-премьер Виктор Зубков и вице-премьер Сергей Иванов. Первый неоднократно был замечен на футбольных матчах, второй долгое время являлся постоянным посетителем матчей баскетбольного ЦСКА эпохи Кущенко--Мессины.

Ко второму тайму на стадион подтянулся не особенно жалующий футбол премьер Владимир Путин (к слову, когда он в последний раз до этого ходил на футбол в Москве, «Спартак» крупно проиграл «Баварии» в Лиге чемпионов). И наконец совсем в духе чемпионата Испании, где по традиции на каждом матче президенты противоборствующих клубов обязательно сидят на трибунах рядом друг с другом, причем считается моветоном выражать положительные эмоции в случае забитого гола твоей командой, возле Путина сидел бывший канцлер Германии, а теперь фактически работник российского «Газпрома» Герхард Шредер. Кажется, он, как и российский премьер, появился на трибуне ко второму тайму. По крайней мере реакцию Шредера на забитый в первом тайме победный (как потом оказалось) гол его команды не показывали. Хотя после финального свистка ярый болельщик Шредер был не в состоянии скрыть улыбку: сборная Германии в очередной раз пробилась на чемпионат мира.

Действующий канцлер Ангела Меркель, исправно посещавшая матчи бундестим на прошлом чемпионате мира в Германии, в Москву на футбол не приехала: слишком занята формированием нового правительства. Зато чудодейственную политическую силу футбола в нынешнем отборочном цикле чемпионата мира испытали на себе Турция и Армения. Две страны, которые после трагических событий 1915 года весь ХХ век оставались абсолютными врагами, заключили соглашение о нормализации отношений фактически благодаря тому, что попали в одну отборочную группу и президент Турции захотел приехать в Армению на матч. Правда, на чемпионат мира обе сборные не попали (что для Армении естественно, а для Турции очевидная неудача), зато у них появился исторический шанс наладить хотя бы минимально корректные контакты на межгосударственном уровне.

Жаль, в США футбол, точнее, соккер не так популярен. Тем не менее если бы Россия вслед за США отобралась на чемпионат мира-2010 в ЮАР и команды попали бы в финальной части в одну группу, возможно, встреча на их матче президентов Медведева и Обамы могла бы улучшить отношения двух стран куда существеннее, чем обычные дипломатические усилия. Атмосфера самой популярной игры со всегда однозначным в отличие от игр политических результатом очень к этому располагает.

Перезагрузка может постичь и российско-украинские отношения, если наши сборные сойдутся в стыковых матчах за право попасть в ЮАР. По крайней мере на матчах Россия -- Украина что в Киеве, что в Москве шансы встретиться у рассорившихся президентов двух стран неизмеримо выше, чем на каком-нибудь саммите СНГ.

Главное только, чтобы правящим элитам хватало ума не делать из футбольных побед политических. Все-таки при всех издержках жесткой борьбы, судейских ошибках, иногда очевидной несправедливости результата по отношению к ходу матча футбол куда более честная игра, чем политика, и от политики зависеть не должна. А вот зависимость политики от футбола, как показывают вышеперечисленные примеры, может быть очень даже положительной.

Семен Новопрудский