|
|
N°186, 09 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два по цене одного
ЛУКОЙЛ примет условия Ирака по месторождению «Западная Курна-1»
Вчера стало известно о том, что ЛУКОЙЛ готов вернуться к переговорам с иракским правительством по месторождению «Западная Курна-1». Причем крупнейшая российская нефтяная компания даже готова принять ранее озвученные Багдадом условия эксплуатации месторождения. Напомним, что ранее представители российской компании называли финансовые риски проекта слишком высокими. Как вчера пояснил глава компании Вагит Алекперов (на снимке), такая внезапная перемена связана с тем, что в ЛУКОЙЛе «детально посчитали свою экономику». Однако, по мнению опрошенных «Временем новостей» экспертов, желание получить «Курну-1» даже не на самых выгодных условиях связано с тем, что оно открывает возможность впоследствии начать разработку и «Курны-2».
Весной прошлого года в борьбу за богатейшие иракские месторождения вступили 35 нефтяных компаний со всего мира. Из российских компаний в первом лицензионном раунде приняли участие ЛУКОЙЛ, который совместно с ConocoPhillips претендовал на месторождение «Западная Курна-1» и «Газпром нефть», пытавшаяся совместно с индийской ONGC и турецкой Turkish Petroleum получить лицензию на месторождение «Зубейр». Однако в итоге был заключен всего один контракт по месторождению «Румейла». Его получили компании BP и CNPC. Тогда Вагит Алекперов заявлял, что условия, предложенные иракской стороной, были крайне обременительны для инвесторов. «Мы считаем, что политических рисков нет, законодательство подготовлено, но есть экономические риски. Практически все проекты финансируются за счет кешевых переводов. Кроме того, инвестору предстоит нести финансовые затраты на обеспечение безопасности персонала, вкладывать средства в дополнительные геологические исследования, столкнуться с технологическими рисками, так как в течение 20 лет оборудование не обновлялось. К сожалению, это все не учитывалось или недостаточно учитывалось, поэтому в первом туре практически не было заключенных контрактов», -- сетовал тогда президент ЛУКОЙЛа. Впрочем, похоже, в преддверии второго лицензионного раунда в декабре, в ходе которого ЛУКОЙЛ совместно с ConocoPhillips планирует претендовать на крупнейшее месторождение «Западная Курна-2» (доказанные запасы составляют 6 млрд баррелей нефти), все проблемы большой роли уже не играют.
Оговоримся, что в 1997 году ЛУКОЙЛ уже заключал контракт на освоение этого месторождения. Однако тогда наладить разработку не удалось из-за действия международного режима санкции против Багдада. В 2002 году соглашение с отечественной НК было расторгнуто по причине неисполнения обязательств российской стороной. Тем не менее ЛУКОЙЛ не оставляет попыток вернуть контроль над месторождением уже при новом иракском руководстве. «По «Западной Курне-2» диалог продолжается. Инфраструктура «Западной Курны-1» и «Западной Курны-2» подталкивает к тому, чтобы был единый оператор на месторождении», -- отметил вчера г-н Алекперов.
По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, именно желание стать таким единым оператором двух месторождений и заставляет ЛУКОЙЛ говорить о готовности вести переговоры по «Западной Курне-1» «на тех условиях, которые были объявлены министерством нефти» Ирака. «Это является попыткой поддержать диалог, чтобы в последствии иметь возможность, став системным оператором обоих месторождений, достичь эффекта синергии и компенсировать невыгодные условия на «Курне-1», за счет «Курны-2», -- отмечает эксперт. Его коллега из ИК Financial Bridge Дмитрий Александров в свою очередь полагает, что стремление ЛУКОЙЛа получить иракские месторождения связано с отсутствием возможностей для выгодного расширения запасов внутри страны и в других регионах. «В России у компании практически нет возможности получить интересные активы и налоговые льготы, как, например, у «Роснефти». Следовательно, себестоимость производства сырья снижаться не будет. Остаются проекты в Казахстане и Венесуэле. Но в первом случае ухудшаются условия хозяйствования, а во втором очень высока стоимость добычи. Поэтому Ирак с его колоссальной ресурсной базой и уникально низкой технологической себестоимостью ее разработки является идеальным вариантом», -- пояснил эксперт, впрочем, оговорившись, что пока остается неясным, как будут распределяться затраты ЛУКОЙЛом и ConocoPhillips. В этой связи стоит отметить, что основной партнер ЛУКОЙЛа и владелец 20% его бумаг, по данным банка UBS, намерен продать половину своего пакета в отечественной НК. По подсчетам банка, это может принести американскому акционеру 4,8 млрд долл. Напомним, что общий объем капитальных вложений в разработку месторождения оценивается примерно в 4 млрд долл., и поддержка американских партнеров была бы нелишней.
Так или иначе, но притязания ЛУКОЙЛа, возможно, будут поддержаны в Ираке министром энергетики, который в составе отечественной делегации должен отправиться в Багдад уже в начале следующей недели. «Мы надеемся, что министр очень хорошо подготовлен по вопросам Ирака, и, конечно, будет ставиться вопрос об участии российских компаний во втором лицензионном раунде по нефтяным месторождениям. Мы в основном сконцентрированы на «Западной Курне-2», -- добавил г-н Алекперов.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ