|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пора договориться
В Кремле ждут заключения газового контракта с Туркменией
«Газпром» может возобновить закупки топлива у Туркмении в ближайшее время, несмотря на проблемы с реализацией газа в дальнем и ближнем зарубежье. Пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова сообщила вчера, что политическое решение принято в ходе визита Дмитрия Медведева в Туркменбаши в середине сентября и «сейчас «Газпром» оформляет его». Глава «Газпрома» Алексей Миллер, находящийся сейчас в командировке в Буэнос-Айресе, подтвердил, что переговоры идут, но раскрывать подробности не стал.
По информации «Времени новостей», заявление Кремля не в последнюю очередь было продиктовано желанием подтолкнуть процесс переговоров. Источник газеты указывает, что пока корпоративные переговоры не вышли даже на уровень зампредседателей правления. Тем не менее глава туркменской госкорпорации «Туркменгеология» Торе Ягшымурадов сказал Reuters, что стороны не договорились о цене, но он надеется на возобновление поставок до конца октября. Впрочем, и сразу после встречи с Дмитрием Медведевым президент Гурбангулы Бердымухамедов говорил о наличии принципиальных договоренностей и рассчитывал на скорое оформление его в контрактах.
Именно цена, оговоренная в контракте между «Газпромом» и «Туркменгазом» на 2009 год, стала причиной прекращения закупок туркменского газа еще в апреле. В самом конце прошлого года «Газпром» согласился платить за топливо 375 долл. за тысячу кубометров. Цена была зафиксирована на весь год с возможностью пересмотра в случае изменения рыночной ситуации. Причем фактически такой пересмотр был запрограммирован: во втором квартале цены в Европе по долгосрочным контрактам «Газпрома» должны были упасть с 430--450 долл. до 300--325 долл. за тысячу кубометров.
Тактика российского концерна, судя по всему, была обусловлена тем, что он находился в процессе геополитических переговоров с Туркменистаном об увеличении поставок туркменского газа в Россию через Прикаспийский газопровод, участии «Газпрома» в разработке крупных месторождений на востоке страны и строительстве транстуркменской трубы (должна связать основные запасы Туркменистана с берегом Каспия). Москва рассчитывала, что Ашхабад откажется от планов присоединения к альтернативному газопроводному проекту Nabucco. Но эти ожидания не оправдались, президент страны Гурбангулы Бердымухамедов в ходе визита в Россию в конце марта подписать соответствующие соглашения отказался -- так же как и привести цену в соответствие с ситуацией на рынках сбыта, где снижение цен сопровождалось серьезным падением отбора газа клиентами в Европе и особенно на Украине.
Сейчас почти все руководство «Газпрома» (председатель правления Алексей Миллер и шесть его замов, включая Валерия Голубева и Александра Медведева, которые в разное время вели переговоры с «Туркменгазом») находится на Всемирной газовой конференции в Аргентине. Есть ли в ближайших планах топ-менеджеров концерна посещение Ашхабада -- неизвестно.
Договориться о цене будет непросто. На прошлой неделе г-н Бердымухамедов заявлял, что является сторонником поставок газа по «справедливой и гибкой формуле». В четвертом квартале газпромовские цены в Европе и на Украине немного вырастут по сравнению с текущими (240 и 192 долл. за тысячу кубометров соответственно). С учетом расходов на транспортировку туркменского газа до российско-украинской границы закупать его дороже 150--160 долл. за тысячу кубометров «Газпрому» просто невыгодно. Конечно, и здесь может сыграть свою роль политическая целесообразность, которая регулярно заставляет российский концерн совершать коммерчески немотивированные сделки. В то же время даже закупка 10 млрд кубометров туркменского газа (стандартный квартальный объем) приведет к тому, что «Газпром» будет вынужден сократить экспорт топлива собственной добычи, которая и так должна упасть до исторического минимума в 470--480 млрд кубометров.
Алексей ГРИВАЧ