Время новостей
     N°185, 08 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2009
Неопределенная ответственность
Кремль заступился за Чубайса
«Есть определенная моральная ответственность людей, которые руководили отраслью», но необходимо найти конкретных виновных в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС -- так вчера в Кремле прокомментировали доклад «Ростехнадзора», в котором в числе лиц, причастных «к созданию условий, способствовавших возникновению аварии», было названо имя экс-главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса.

По словам пресс-секретаря президента России Натальи Тимаковой, говорить о судьбе главы корпорации «Роснано» в связи с тем, что его имя фигурирует в числе ответственных за трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, пока преждевременно. «Должны быть выводы комиссии и следствия, которых мы должны дождаться, о том, кто непосредственно был виновником или чьи действия или бездействие привели к трагедии и гибели людей», -- подчеркнула пресс-секретарь. Она также отдала должное Анатолию Чубайсу, который не отказывается от моральной ответственности за случившееся. «Но есть еще и конкретная авария, и конкретные причины», -- добавила г-жа Тимакова.

За бывшего начальника заступился и глава «Русгидро» Василий Зубакин, по словам которого, подписание г-ном Чубайсом в 2000 году акта приемки станции в эксплуатацию было просто необходимым и имело массу положительных последствий. Сам же нынешний руководитель «Роснано» вчера назвал обвинения в свой адрес политическими.

Василий Зубакин полагает, что действия г-на Чубайса в бытность руководителем отечественной энергетики были совершенно верными и принесли положительный эффект сегодня. В частности, глава гидрогенератора отметил, что акт приемки, подписание которого вменяется в вину бывшему главе РАО, сопровождался целым рядом дополнительных предписаний по доработке станции. «Сразу же после подписания акта началось проектирование берегового водосброса, и сейчас мы в эту зиму находимся в заключительной стадии строительства первой очереди. Также в 2001--2002 годах было разработано техническое задание на проектирование новой турбины, и с осени 2003 года начались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по выработке более эффективного, более надежного рабочего колеса и подготовке новой турбины», -- пояснил г-н Зубакин. По его словам, именно благодаря тому, что предписания немедленно были приняты к исполнению, в сегодняшней критической ситуации есть возможность пустить береговой водосброс и немедленно заказывать новые турбины с более высокими характеристиками. Напомним, что сам Анатолий Чубайс, комментируя выводы «Ростехнадзора», отмечал, что в 2000 году не мог не подписать акт приемки, поскольку «станция к тому моменту уже отработала более 20 лет, а работающая станция, не введенная в эксплуатацию, -- это худший из вариантов, какой может быть».

Обвинения же в свой адрес бывший главный энергетик страны склонен считать политическими. «Здесь технической логики нет, и ее не ищите. Политическая логика совершенно очевидна, не вызывающая никаких сомнений. Все имена понятны, но комментировать я это не собираюсь. Эта атака была вполне ожидаемой в том раскладе политических сил, в котором мы находимся», -- заявил он вчера, добавив, что по-прежнему готов отвечать за все, что происходило в отрасли за период с 1998 по 2008 год. «Я был тогда первым лицом и не собираюсь ни в какой форме от этой ответственности уходить», -- заявил глава «Роснано». Относительно технологических причин, указанных в докладе «Ростехнадзора», у г-на Чубайса сомнений не возникло. По его словам, авария на втором гидроагрегате станции была связана с вибрацией вала, которая превысила допустимую норму в 150 микрон. «Базовая причина -- биение вала. Теперь это на одной чаше весов, а на другой чаше весов -- акт приема станции в эксплуатацию в 2000 году, после которого один только второй агрегат в капремонтах побывал дважды. Причем второй капремонт гидроагрегата закончился весной этого года, после чего его приняли из капремонта и запустили в работу. Можете, находясь в здравом уме, показать связь между актом приемки 2000 года и биением вала через девять лет, после двух капремонтов?» -- подытожил Анатолий Чубайс.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ