|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заморозили рост
Госкорпорация PetroChina уступила место лидера по капитализации компании ExxonMobil
Вчера стало известно о том, что ExxonMobil, детище Джона Рокфеллера, вернула себе звание крупнейшей в мире нефтяной компании, обойдя китайскую PetroChinа по размеру капитализации. Эксперты отмечают, что это стало следствием директивного ценообразования на нефтепродукты в Поднебесной, где рост стоимости бензина втрое отстает от роста нефтяных котировок на мировом рынке. Российские же компании, как отмечают аналитики, в результате кризиса оказались в таком положении, что до лидеров им теперь очень далеко, и даже отечественная газовая монополия вдвое уступает по стоимости своим американским и китайским соперникам.
Поражение в битве за звание самой дорогой нефтяной компании ExxonMobil потерпела еще в конце мая этого года, когда акции PetroChina взлетели на фоне известий о покупке сингапурской нефтяной компании и начале реализации плана по спасению экономики Китая. Правда, тогда разрыв был незначительным -- 336 млрд долл. у госкорпорации против 335,9 млрд у Exxon. Куда более существенным оказался разрыв, когда последняя вернула себе лидерство, -- 330 млрд против 325,5 млрд в американской валюте. Причиной значительного отставания китайской компании стала политика местных властей в отношении нефтепродуктовых ритейлоров. На фоне роста мировых цен на сырье на 60% с начала текущего года заправщикам Поднебесной позволили повысить цены на бензин только на 19% (на дизельное топливо -- на 18%). Следствием этого стало недополучение существенных доходов корпорацией. Рынок отреагировал на это снижением стоимости акций PetroChina. Со 2 сентября, когда последний раз руководство Китая повысило цены на отпускаемое топливо, котировки акций госкорпорации упали на 2,2%. Тем временем бумаги основного конкурента, напротив, выросли в цене на 0,7%. Эксперты, опрошенные «Временем новостей», считают победу Exxon вполне оправданной. В прошлом году объем выручки Exxon был вдвое больше (425 млрд долл.), чем у PetroChina. К тому же доходность от вложений в капитал американцев составляет порядка 36%, а у PetroChina -- только 14%. Впрочем, эксперты не исключили и возможности скорого реванша китайской госкорпорации. «Объем спекулятивного капитала на китайском рынке сегодня гораздо более велик, чем на западных площадках. И так как Китай на фоне кризиса демонстрирует существенный рост, то приток капитала в экономику Поднебесной, и в частности в ее нефтегазовую отрасль, практически обеспечен», -- пояснил начальник аналитического управления ИК «Атон» Вячеслав Буньков.
Российские же компании, очевидно, не скоро смогут включиться в эту гонку углеводородных гигантов. По словам Вячеслава Бунькова, единственной отечественной энергетической компанией, способной помериться силами с мировыми лидерами, является «Газпром», но и тот переживает сегодня не самые блестящие времена. «Рост капитализации газовой монополии постоянно сдерживается внешним негативом: то газовой войной с Украиной, то падением спроса на голубое топливо, то проблемами со стоимостью поставок из Туркмении», -- отмечает эксперт. С ним соглашается и аналитик ИК «Финам» Александр Еремин, который напоминает, что за период кризиса капитализация «Газпрома» сократилась более чем вдвое. «В лучшие годы монополия входила в пятерку крупнейших компаний, и ее капитализация достигала 300 млрд долл. Теперь этот показатель лишь немного превышает 140 млрд, -- пояснил Еремин. -- Российские компании в большей степени пострадали от финансовых потрясений последних лет и тяжелее после них восстанавливаются. Во многом это связано с тем, что для госбюджета доходы от налогов с нефтегазового сектора являются ключевыми. Следовательно, снижаться они не будут, что в свою очередь ограничивает возможность для роста прибыли компаний». Впрочем, как отметил начальник аналитического департамента «Арбат Капитал» Сергей Фундобный, лидерство в гонке капитализаций не является ни для кого целью. «Что изменится от того, если PetroChina снова переплюнет Exxon? Ровным счетом ничего. Переходящий статус самой капитализированной компании мира не несет с собой никаких преимуществ», -- обнадежил эксперт.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ