Время новостей
     N°101, 07 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2002
Европейские сны
В Сочи открылся IX Международный кинофестиваль
Объявляя об открытии международного фестиваля, его программный директор Сергей Лаврентьев припомнил прошлогоднюю публикацию газеты «Время новостей» и заявил, что если прошлогодний смотр прошел под девизом «Германия превыше всего», то нынче в особом фаворе оказалось кино чешское -- тут и конкурсные «Дикие пчелы» Богдана Сламы, и жюри, в котором работают сразу две чешские уроженки (председатель Вера Хитилова и программный директор роттердамского фестиваля Людмила Цвикова). Впрочем, неизменно почитаемое в Сочи немецкое кино тоже не будет обделено вниманием -- два немецких и один словенско-германский фильм в конкурсе. Плюс специальная ретроспектива продюсера Регины Циглер, обладательницы немецкого Креста за заслуги первой степени, а нашему зрителю известная более всего по циклу короткометражных «Эротических историй». В основном конкурсе -- фильмы из Венгрии, Хорватии, Австрии, Норвегии и Финляндии, а также сразу две французские картины (одна из которых -- последняя на сегодня работа Патриса Леконта «Улица наслаждений» с Летицией Кастой) и с особым нетерпением ожидаемая после берлинского шума украинско-польская «Молитва о гетмане Мазепе» Юрия Ильенко.

Наиболее удаленная от Европы фестивальная программа -- весьма представительная ретроспектива нового канадского кино. Кстати, из девяти представленных в ней фильмов как минимум два уже доступны видеоманам на лицензионных кассетах -- это отличный и странный феминистский хоррор Джона Фоссета «Джинджер кусается» (на кассетах выходил по названием «Оборотень») и пафосный холокост-муви Лайонела Четуинда «Война Вариана» (на видео известный как «Список Вариана») с Уильямом Хертом и Джулией Ормонд.

Но самая любопытная программа международного фестиваля по обыкновению припасена на утро и называется «Федот, да не тот». В ней подобраны фильмы, имеющие куда более известных двойников в современном кино и на телевидении. Уже была возможность оценить небалабановского «Брата» -- метафизический истерн Теймура Баблуани (1981), небодровских «Сестер» Григория Рошаля и «Большую стирку» без Малахова, но зато с Бурвилем. На очереди -- цветной «Человек, которого не было», Осада» (без Брюса Уиллиса, но с Ситорой Алиевой) и много чего еще не менее любопытного и интригующего.

Что до собственно открытия международного фестиваля, то оно прошло на удивление лаконично и достойно. (Если не считать странной привычки иных фестивальных гостей не отключать мобильные телефоны даже во время музыкального выступления Михаила Гориболя и Полины Осетинской, тем не менее мужественно доигравших до конца.) Ключевой фигурой открытия стал Дольф Лундгрен -- еще один, вослед прошлогоднему Ван Дамму, «универсальный солдат», посетивший всесоюзную здравницу. Бывший Иван Драго из «Рокки 4» и Николай Радченко не стал петь советский гимн (что превосходно удавалось его герою в «Красном скорпионе»), но порадовал собравшихся несколькими фразами на русском и общим отсутствием ненужного пафоса. Пожалуй, из всех западных звезд, когда-либо посещавших «Кинотавр», Лундгрен смотрелся на побережье наиболее органично и естественно.

А после открытия тех, кто остался в зале смотреть кино, порадовали новейшим французским мегахитом Алена Шабата «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» с Жераром Депардье и Моникой Белуччи. Фильм этот в скором времени выйдет в российский прокат и несомненно заслужит самого пристального внимания и отдельной рецензии. Но уже сейчас можно сказать, что свои миллионы франков этот кинокомикс заработал не зря -- главного героя можно смело переименовывать в Истерикса, а более всего к фильму подходит замечательное и незаслуженно подзабытое слово «умора». Умора и есть -- этот оживший мультфильм (неуловимо похожий на рисованные «Приключения капитана Врунгеля» Татарского) являет собой уникальный на сегодня пример комедии, в которой можно без труда насчитать как минимум десяток по-настоящему смешных шуток. А о том, как выглядит на экране Депардье, можно вообще написать отдельную поэму.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, Сочи