|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усеченное Содружество
Среднеазиатские президенты "прогуляют" саммит СНГ
Саммит СНГ, который состоится завтра в Кишиневе, можно было бы назвать усеченным, поскольку в нем примут участие лишь главы европейских государств СНГ -- России, Украины, Белоруссии и Молдавии, а также президенты двух республик Закавказья, Армении и Азербайджана. Лидеры четырех центральноазиатских государств -- Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении -- сочли, что им незачем ездить за тридевять земель, чтобы принимать участие в ритуальном мероприятии, смысл которого от года к году становится все менее значимым. Вместо себя они посылают на саммит кто премьера, а кто и вице-премьера. При этом надо заметить, что статус Туркмении в СНГ не совсем ясен: в бытность покойного Туркменбаши, не будучи вполне членом Содружества, Ашхабад заявил о полном выходе из СНГ, однако после смерти «отца всех туркмен» в 2006 году и воцарения на туркменском троне преемника Туркменбаши Гурбангулы Бердымухамедова процесс дезинтеграции тихо застопорился.
Но в любом случае кишиневскому рандеву обеспечено широкое паблисити. Причиной тому уже практически состоявшийся скандал, вызванный демонстративным отказом президента России Дмитрия Медведева встречаться с украинским коллегой Виктором Ющенко. Вчера глава российского МИДа Сергей Лавров после переговоров с украинским коллегой в Харькове подтвердил, что двусторонней встречи Медведев--Ющенко в Кишиневе не будет. Отвечая украинским журналистам на вопрос, что означают неоднократные обращения к Москве президента Украины с просьбой о встрече в формате «один на один», г-н Лавров сказал просто: «Это можно расценить, как отсутствие ответа, две страны дружат, но ответа нет».
Ситуация в российско-украинских отношениях выглядит беспрецедентной, встречаются министры иностранных дел, но при этом продолжается бойкот со стороны Кремля главы украинского государства. Подобного казуса, пожалуй, современная история межгосударственных отношений не знает. Впрочем, развитие отношений между странами на постсоветском пространстве, особенно в рамках СНГ, вообще представляется беспрецедентным. Трудно найти сегодня в мире еще одно межгосударственное образование, в котором его члены уже больше полутора десятков лет находятся в состоянии войны. Более того, может быть, СНГ еще продолжает функционировать только потому, что в его рамках бывает удобно имитировать миротворческий процесс между Азербайджаном и Арменией. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что если бы в Кишиневе не была запланирована очередная встреча президентов этих стран, а также тройственная встреча Ильхама Алиева, Сержа Саргсяна с присоединившимся к ним Дмитрием Медведевым, то в столице Молдавии не дождались бы ни армянского, ни азербайджанского президента.
Совсем другая история связана с отсутствием в Кишиневе лидеров Центральной Азии. На вечер вчерашнего дня не было определенности с участием в саммите президента Киргизии Курманбека Бакиева. Но если рассуждать здраво, нет ни одного серьезного вопроса, который бы сделал невозможным его отсутствие на саммите. Кроме одного -- необходимости встречи с российским президентом. Но возможно, что после беседы, состоявшейся 6 октября в Бишкеке у г-на Бакиева с главой кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным (см. «Время новостей» от 6 октября), срочная надобность в рандеву с Дмитрием Медведевым у киргизского президента отпала.
Главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву, только что проводившему президента Франции Николя Саркози, тоже незачем было спешить в Кишинев. Он уже вчера «обсудил вопросы взаимоотношений с государствами СНГ» с прибывшим в Астану советником российского президента Виктором Черномырдиным. Как сообщила пресс-служба президента Назарбаева, он «отметил, что казахстанская сторона придает особое значение повышению эффективности деятельности Содружества». Почему-то в сообщении были отмечены лишь достижения 2008 года -- такие важные, как «одобрение положения о национальных координаторах, о председательстве в СНГ и ряд других документов». Кроме того, уже 16 октября г-н Назарбаев увидится с российским коллегой на казахстанском военном полигоне, где состоится заключительная фаза масштабных военных учений ОДКБ, главную роль в которых будут играть российские и казахстанские подразделения. Туда же собираются прибыть и другие главы государств ОДКБ, что делает дальние поездки г-на Назарбаева и вовсе не нужными.
То же можно было бы сказать и о президенте Таджикистана Эмомали Рахмоне. Во-первых, он тоже может увидеться с важными для себя коллегами и союзниками на военном полигоне в Казахстане. Во-вторых, главные вопросы взаимоотношений с Россией Рахмон обсудил на прошлой неделе с побывавшим в Душанбе своим старым знакомым еще со времен гражданской войны в Таджикистане, а ныне председателем Счетной палаты России Сергеем Степашиным. В-третьих, таджикский президент уже через пару недель и сам прибудет в Москву с государственным визитом, где ему предстоят серьезные переговоры с российским руководством. И наконец, г-н Рахмон как раз в дни саммита в Кишиневе запланировал визит в Ашхабад, где его ждет обсуждение чрезвычайно привлекательных перспектив энергетического сотрудничества с Туркменией. А возможно, и даже более ощутимые подарки, ведь туркменский президент на днях выступил с сенсационным предложением, адресованным к Казахстану, Узбекистану и Киргизии: платить Таджикистану за воду, которой они пользуются для ирригации. Эта инициатива еще не нашла широкого отклика в регионе. Может быть, потому, что непонятно, почему еще и Киргизия, сама являющаяся источником водных ресурсов для соседних стран, должна платить за воду. Тем более что платят обычно не за саму воду, а за услуги по регулированию водостоков, поддержание в рабочем состоянии соответствующих систем и оборудования.
Впрочем, важно другое: на наших глазах происходит показательная демонстрация необязательности СНГ даже как структуры, сохраняющейся для координации действий на высшем политическом уровне. Другими словами, саммиты Содружества, выглядевшие в последние годы «клубом президентов», явно теряют уже и это предназначение. Возможно и другое объяснение демарша таджикского президента, так выразительно отдавшего предпочтение Ашхабаду, а не Кишиневу. Душанбе находит себе другого покровителя в регионе, способного помочь в решении его проблем. А чтобы в Москве еще лучше понимали настрой таджикского руководства, президент Рахмон вчера подписал уже одобренный парламентом закон «О государственном языке», предписывающий обязательное изучение таджикского языка. Русский язык в нем не упоминается, и использование его в официальной переписке и даже в наружной рекламе будет нещадно штрафоваться 160 долл. с физических лиц и 320 долл. с юридических лиц.
Аркадий ДУБНОВ