Время новостей
     N°185, 08 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2009
Тамара Москвина: Никто не готовит нам ковровую дорожку на пьедестал
В середине октября в Париже стартует первый этап серии Гран-при по фигурному катанию. С этого года очередность смены стран, которые принимают турниры, изменилась. За Парижем следует Москва, Пекин, японский Нагано, американский Лейк-Плэсид, канадский Китченер. Финал чемпионской серии состоится в Токио в начале декабря. Призеры чемпионата мира-2009 российская пара Юко Кавагути -- Александр Смирнов начнут свои выступления в российской столице. О том, как фигуристы готовились к этому сезону, какие программы поставили в олимпийском году, корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказала тренер пары Тамара МОСКВИНА.

-- Тамара Николаевна, как проходил подготовительный этап к этому сезону?

-- В основном тренировались мы дома, в Питере, если не считать, что летом на несколько месяцев ездили в США. Это можно было назвать сбором, во время которого ребята брали уроки у тренеров-танцоров, чтобы улучшить качество исполнения некоторых элементов, реберность катания и так далее.

Больше всего мы были озадачены поисками музыки для новой произвольной программы, поскольку сопровождение в короткой решили оставить прежним. Но и слово «прежнее» не совсем подходит к музыке Сен-Санса, поскольку во второй части программы мы добавили новый фрагмент с голосом Марианны Ласло.

Честно говоря, мы не хотели отказываться от хорошей идеи, потому что в принципе из короткой программы с восемью предписанными обязательными элементами тяжело сделать миниатюру. А в нашей программе все сложилось как надо. Да и ребятам очень нравилось ее катать. Наша задача состояла в том, чтобы аккуратно ее обновить и перекроить. Мы поменяли четыре элемента, некоторые перестроения. И, по-моему, сейчас короткая программа выглядит по-новому. Последним штрихом станет новый костюм для Юко. Точнее, еще один вариант костюма. Но возможно, что все оставим как есть. У Саши точно все будет без изменений, потому что его облачение, как нам кажется, попало в точку.

Самое главное, что эта программа, которая сделана как хореографическая миниатюра, будет отличать Юко и Сашу от остальных фигуристов, даже тех, кто выберет классическую музыку. Хотя никаких шапкозадирательских настроений, да еще в олимпийский сезон, у нас нет. Все готовятся, все хотят победить. Так что в числе потенциальных конкурентов мы рассматриваем все без исключения пары, которые входят в первую шестерку.

-- А как решился вопрос с произвольной программой и какую главную цель вы преследовали, делая ее?

-- В отличие от прошлых сезонов я хотела сделать программу, как сейчас выражаются, в позитивном ключе. Чтобы не было каких-то переживаний, трагедий, выворачивающих наизнанку душу. Моя идея заключалась в том, чтобы во время и после проката у судей и зрителей возникало ощущение легкости, радости и счастья. Для воплощения этого замысла очень подошли вальсы Чайковского и Штрауса. В этом сочетании романтической и воздушной музыки как раз и кроется коллизия программы. А сюжет ее таков. После долгой разлуки встречаются молодые люди, которые начинают перебирать в памяти романтические встречи, свидания. Волна светлых воспоминаний захватывает, накрывает их, заставляет вальсировать, забывая обо всем на свете. И вот когда они оказываются в объятиях друг друга, возникает ощущение счастья, праздника.

Фабула программы довольно понятна и проста, но реализовать ее будет сложно. Как бы там ни было, но спортивная программа -- это не показательный номер и не шоу, и в ней необходимо сочетать артистизм и выразительность с определенными требованиями в исполнении сложных технических элементов. А это в свою очередь требует высокой концентрации. Так что посмотрим, как ребята справятся с таким планом.

-- Кто ставил эту программу?

-- Мы просили Петра Чернышова поставить нам произвольную программу. Но не получилось, и потому мне пришлось напрячь все свои творческие силы, чтобы сделать этот номер. В общем, эта произвольная программа -- наш совместный труд, мой, ребят и нашего хореографа Татьяны Дручининой.

Не могу не упомянуть Наталью Бестемьянову и Игоря Бобрина, поскольку отчасти замысел был навеян и предыдущей работой с ними. Совместно мы сделали показательный номер на музыку Штрауса. Шутливый номер про влюбленных, где главными героями были парнишка из России и японская девушка. Номер очень понравился зрителям, и ребята вжились в эти образы. Словом, в итоге мы попытались все эти находки и интересные моменты как-то объединить. И по первым откликам, получилось довольно удачно.

-- Вопрос, который вам задают уже не первый сезон: будут ли ваши спортсмены исполнять в произвольной программе четверной выброс?

-- Надо ли рисковать в год Олимпиады? Но я же не подписываю ребят дать ответ сейчас. То, надо ли исполнять этот сложный элемент или разумнее отказаться от него, можно решить непосредственно перед стартом, при выходе на разминку. Так что у нас есть время все обдумать и проанализировать.

-- В олимпийский сезон вернулись многие титулованные фигуристы, в том числе и призеры Игр китайцы Ксю Шень -- Хонгбо Чжао. Как вы к этому относитесь?

-- Нормально. Мы живем в мире, где многое меняется. В жизни, в политике, в бизнесе, не говоря о человеческих характерах. Изменилась ситуация, появились иные желания, планы. Взять тех же китайцев, ведь они еще ни разу не побеждали на Олимпиаде. Так почему бы не побороться за олимпийское «золото». Чем не мотивация? Четыре прошедших года китайцы выступали в шоу, приобрели лоск, стали более артистичными. И это дает им уверенность, что они справятся со всеми трудностями. Что ж тут такого? Это их право. Никто же не готовит нам ковровую дорожку, чтобы мы взошли на пьедестал. Спорт -- это борьба. Так что, повторяю, шапкозадирательские настроения надо сразу отметать.